Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Миф о Сизифе

В этом тексте нет ничего антихристианского, а напротив, есть мощная объединяющая идея. Начало его может понравиться Yakov A. Jerkov, а концовка – К. Крылову. Как этот текст читать остальным, где в нем они найдут что-то для себя и найдут ли – ума не приложу.

Протодиакон Кураев, вывез с Сахалина нечто, по его словам, "страшное", а именно рассказ 14-летнего алтарника о том, что в его классе "восемь мальчиков геев", которые "спят с мужчинами за деньги". Из этого протодиакон сделал вывод о необходимости бороться с проводимой министерством образования Сахалина "политикой железобетонного атеизма".
Посмотрев комментарии, я не нашел самого естественного вопроса, и решил вмешаться в разговор. Я напомнил Кураеву, что описанное им тянет, как минимум, на три статьи УК и поинтересовался, не обратился ли он в школу, где учится мальчик, или к Наталье Дариковой, уполномоченному по правам ребенка Сахалинской области.

Кураев мне не ответил, но сделал пространную приписку к основному тексту, в которой стал оправдывать свое бездействие нежеланием подставлять мальчика. Стилистически и логически ровный текст ("кругом одни пидарасы – даешь ОПК") оказался разбит неуклюжей вставкой – вот итог моего непрошенного вмешательства.

Днем ранее, видимо, чтобы проиллюстрировать свое предложение ударить основами православной культуры по гомосексуализму, Кураев рассказал, что просит аналитическое управление в Патриархии "в самом буквальном смысле принюхиваться к кандидатам в архиереи". По словам Кураева, некоторые из них "ну такие нектарчики, ну такие сладенькие", а один даже недавно обзавелся "половинкой" своего же пола.

Столь масштабное присутствие гомосексуалистов в текстах протодиакона надо бы как-то объяснить. Добро бы он замечал "голубизну" там, где ему выгодно (незнакомая с ОПК школа), но ведь Кураев находит ее и там, где это совершенно невыгодно (РПЦ). И всякий раз в гомерических порциях. Что за дурацкий алгоритм! И тут я понял, в чем дело. Кураев живет в мире, который населяют одни пидарасы, и ему это нравится. А еще я понял, что это относится не только к Кураеву, а ко всем нашим людям, сохранившим до сих пор советскую ментальность. Collapse )
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Афедрон и Derselbe

"Имя Дерзельбе всегда и всюду стояло позади имен людей, пишущих на параллельные или общие с ним темы: значит, не только словарь, но и библиографический словарь старается отодвинуть, затушевать заслуги Дерзельбе".
Сигизмунд Кржижановский. Материалы к биографии Горгиса Катафалаки
(за идею эпиграфа благодарю Платоника)


В связи с потрясшим всех афедроном на "Русском Букере" вспомнил историю, которую уже несколько дней забываю рассказать. В одном из ведущих академических институтов системы РАН на той неделе защищала докторскую по истории некая дама, чуть ли не землячка Колядиной-афедронщицы. Вся работа - плагиат, своя только библиография. В библиографии - немецкий ученый Derselbe, "Антропология истории" М. Блока, в источниках - А. Блаженный. Защитилась.

Еще недавно вы думали: да, писателями кого только теперь не кличут, но есть "Букер", да, самыми популярными историками стали Суворов и Фоменко, но есть научные институты и ученые степени. Теперь так уже не скажешь. Высокой культуры больше нет. Напомню, пару лет назад я изучил состав аудитории разных блогеров и обнаружил, что среди 20-30-летних процент интересующихся "высоколобыми" темами в десятки раз меньше, чем среди поколений, окончивших школу в СССР. Не просто меньше, а в десятки раз. Но дело даже не в количестве.Collapse )

Новые гопники

Collapse )

Часто приходится слышать, что жизнь в России за последние лет 10 сильно цивилизовалась. Дома красивые понастроили, магазины европейского уровня, на "Жигулях" уже ездить стыдно, бизнесменов теперь не отстреливают чуть что, а организовывают звоночек из СКП – все культурно. Одной из самых приятных составляющих этого процесса стало исчезновение уличного бандитизма в крупных городах. И вот, что я думаю: а ведь эти гопники никуда не исчезли, они просто сменили специализацию. Новая поросль шпаны сделала себе модные стрижки, научилась произносить с нужной интонацией несколько ключевых слов, и забрала себе весь наличествующий в стране фонд заработной платы. Если раньше обыватель рисковал оставить в подворотне часть нажитого, то теперь его просто полностью оттеснили от мест прокорма. Collapse )

Какое время - такие историки

Крайне неприятно читать сочувственные отклики об учебнике Вдовина и Барсенкова, о том, что "ученых вновь хотят заставить быть идеологической обслугой". Это о ком речь? Выпускники кафедры истории СССР периода социализма (на которую шли либо те, кого больше никуда не взяли, либо законченные карьеристы) Вдовин и Барсенков при всем желании не могут вновь стать идеологической обслугой, потому что они ей никогда не переставали быть. "Далеко не гении в исторической науке", - характеризует их декан Карпов. Барсенков начинал карьеру с выгуливания собачки предшественника Карпова - декана Кукушкина. Потом, видимо, не заладилось. В том, что сейчас непроверенными, по их собственному признанию, сведениями воспользовались те же самые "ученые", которые профессионально извращали историю в советское время, нет ничего удивительного. Я бы удивился, если б было наоборот.

К слову, о профессионализме. Collapse )

Совсем другая история

В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории.
Фрэнсис Фукуяма. Конец истории?



Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что Россия должна "полностью легитимизировать и, так сказать, "прописать" свою мусульманскую составляющую". По его словам, и Волжская Булгария, и Золотая Орда, и мусульманские образования на Северном Кавказе, и даже Имамат Шамиля с исторической точки зрения являются такими же учредителями современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество. Практически одновременно в СМИ начинают обсуждать идею установить в Астрахани памятник Батыю.

Предложения, так или иначе сводящиеся к идее "прописки" мусульманской составляющей в культуре и истории России звучат так частоCollapse ), что очень скоро начнут формировать политическую повестку в России. Игнорировать этот вопрос уже не получится.

Это очень серьезный разговор. С одной стороны, мусульмане и любые жители страны имеют полное право требовать такой прописки, но с другой - их просто некуда прописывать. Вся культура России, вся ее история состоят исключительно из ее русской версии. Казалось бы, отчего бы эту версию не скорректировать? Но беда в том, что история, как мы ее знаем, это унитарная, идеологически окрашенная национальная история. История или национальная история, что одно и то же, была одним из главных творений культуры XVIII-XIX веков. И эта история закончилась.Collapse )

Безусловно, все локальные версии истории рано или поздно получат в ней "прописку". То, что мы называем европейской историей и европейской культурой - это уже музей. Мы переезжаем в новый дом, где не будет Карла Мартелла, спасшего Европу от мусульман, Сергия Радонежского, предрекшего Дмитрию Иоанновичу победу над татарами, где не будет и самой истории. То есть какие-то события останутся, но это будет совсем другая история.

Сколкование

В интернете ученый люд удивляется, зачем строить новое Сколково при куче старых наукоградов, институтов и прочая и прочая. Внезапно я понял почему. Разумеется, любую точку зрения на это Сколково по всей оценочной шкале между "попилом бабла" и "инновационным прорывом" легко можно себе представить. Но тут было ощущение, относящееся не столько к Сколково, сколько к самому феномену сколкования.Collapse )

Вам географию или ехать?

Информатика блестяще показывает, что есть школьные предметы, самостоятельное изучение которых гораздо эффективнее школьного. Я вообще склоняюсь к тому, чтобы обязательное образование заканчивать примерно к пятому классу, с дальнейшим свободным выбором специализаций, причем из самого широкого круга. Если хотят родители учить далее свое чадо исключительно туристическому бизнесу – пусть отдают в соответствующее обучение. Физика и математика ему не пригодятся, а географию он будет знать всяко лучше школьного отличника. Я не хочу ничего сказать против широкого образования и гармоничного развития личности, но школьная форма обучения как раз крайне неэффективна в решении этих задач. Кстати, все цитирующие необычайно популярное в недавнем прошлом высказывание Простаковой о географии соотносят его исключительно с проблемами Митрофанушки, совершенно упуская из виду то обстоятельство, что извозчики действительно знают, куда и как проехать. А знают ли учителя? Collapse )

Самообразование гораздо лучше школьной формы образования и могло бы прийти ему на смену, если бы школа не выполняла еще и функций, непосредственно не связанных с обучением наукам. Это организационные и социализирующие функции. Школа – маленькая тюрьма, подавляющая самостоятельную активность детей (чтоб по подворотням не шастали) и готовящая их к правилам жизни на свободе. Аналогия достаточно точна, поэтому к школе можно смело применить наблюдение, давно сделанное над тюрьмами: пока в контингенте воспитывают законопослушность, он успевает насквозь пропитаться блатной субкультурой, которая и будет потом направлять жизнь освободившихся зэков. Collapse )

Скрепы

yakov_a_jerkov возмутился тем, что другой мой френд juan_gandhi посмел уличить доискивавшегося у него работы молодого математика в незнании основ этой самой математики. "Сплошное самолюбование собственной эрудицией и унижение других", - резюмировал yakov_a_jerkov.

Я ждал этого.
Уже млекопитающие обладают способностью к экстраполяции, то есть умеют предугадывать движение объекта по части его траектории. Стоит ли удивляться той легкости, с которой можно предсказать развитие человеческой идеологии?Collapse )

Тунгус с калмыком вместо Пушкина

Чуть больше месяца назад знатоков повеселила первоапрельская шутка о том, что Минобразования решило переименовать "русскую литературу" в "российскую".

Кто-то вздрогнул и, взглянув на календарь, посмеялся над словами выдуманного чиновника Максима Шило, который назвал дискриминацией положение, "при котором выпускник средней школы не в состоянии даже по имени назвать ни одного татарского поэта или якутского прозаика, а Лермонтова почему-то все зубрить обязаны".

Посмеялись. Сколько же раз за последние годы вчерашняя сатира становилась реальностью, сколько еще впереди таких случаев!Collapse )

Смысл и модальность

Знаменитый вопрос "можно ли бить женщин?" – лучший пример того, как модальность может быть важнее смысла. Его "можно ли?" находит ближайшую параллель в школьном "Марь Иванна, можно мне выйти?" и в таковом качестве показывает четко сформированное желание, а вовсе не приглашение к дискуссии.

Такого рода вопросы необычны тем, что они заранее показывают интенцию автора. Точно так же желание объективно исследовать вопрос о газовых камерах или количестве жертв ГУЛага означает, как правило, лишь намерение снизить общепризнанные цифры. Это относится и к трюизмам, тавтологиям, в которых важен не смысл (он неоспорим), а именно модальность. Так фраза "вор должен сидеть в тюрьме", отвратительное звучание которой не раз отмечали, отвратительна именно тем, что чаще всего показывает желание говорящего насладиться восстановленной справедливостью в отношении дела, совершенно его не касающегося, то есть по сути – страданиями незнакомого человека.

Неслучайно адепты наиболее разработанных идеологических систем – христианской и советской – очень хорошо умели чувствовать не только смысл вопроса, но и его направление, то есть зачем поднимается та или иная тема.

Это же знание и умение является обязательным для гуманитария, который должен понимать, что текст не всегда раскладывается на составляющие его слова, как математик понимает, что формулы – это не просто комбинация значков и штришков.