Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

Об омарах, шерифах и интеллектуальной собственности

Понадобилась фотография омара самого непритязательного качества. Таких, хвала Гуглу, в интернете было много, качество соответствовало. Но три раза подряд на выбранных мной фотографиях при увеличении обнаруживалось клеймо авторской защиты. Стол с морепродуктами – в кафе и дома или где там еще. Авторское право. Интеллектуальная собственность. Ведь эту креветку на бутерброде фотографировала лично Тереза Домингес, а ту - Вася Пупкин. Вдруг кто-то украдет их творения или, что того хуже, они сами обменяются ими, не заметив подмены.

Чем меньше вложено сил в произведение, тем активнее его создатель защищает свои авторские права. Глядя на средненькую голливудскую мелодраму 30-50-х годов, можно омаром подавиться: да как сняли? Сколько ж дублей нужно, чтоб так сыграть? Посмотришь, кто играл, а там – Джон такой-то, Мери такая-то и другие. Сейчас титры километровые, а смотреть нечего.

Для создания "объекта интеллектуальной собственности" потребен интеллект! А за то, что делает большинство субъектов авторского права, надо налагать интеллектуальный штраф. В связи с этим у меня есть давно отложенная про запас маленькая история. Collapse )
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

"Трубадур" не тот, но та "Травиата"

Приснилось, будто какой-то дирижер рассказал, что великий Тосканини однажды злоупотребил служебным положением и слямзил кусочек исполняемой музыки для какой-то своей любительской пьески. Проснувшись, понял, что пора отписаться по прошедшему третьего дня концертному исполнению "Травиаты" в Доме музыки.

С "Травиатой" у меня особые счеты. Последние полгода ее безостановочно и без всяких наушников крутит через мой компьютер моя дочь, которая поставила перед собой задачу выучить итальянский, как она выразилась, "воздушно-оперным путем". Я знаю, что такое привыкание к стандарту, поэтому несколько раз осторожно заговаривал о том, что театральная версия (абонемент мы купили еще летом) может мало соответствовать тому, что она ждет услышать.

Однако должен сказать, что насколько Полянский был беспомощен в феврале против "Трубадура", настолько хорошо он справился с "Травиатой".Collapse )

Лейся песня

Чтобы понять, насколько сложна и величественна мелодика Верди, надо послушать его в хреновом исполнении. Что я и сделал.
Опыт оказался полезным. Collapse )

Главное в Верди – певучесть, без которой вся его расточительная музыкальная архитектоника, все бесконечные мелодические рифмовки просто не читаются, истаивают и высыхают. Collapse )

Со своей ролью справилась лишь Азучена (Людмила Кузнецова), которая пела не сильно, но тщательно. Она старалась. У нее даже на лице было написано какое-то понимание, что она поет именно Верди, а не Чайковского и не Шостаковича.

Манрико (Сергей Дробышевский из "Мариинки") мог бы с успехом рекламировать звукоизолирующие окна – пел громко, но будто в вату, впрочем, один раз дал петуха, чем несколько оживил исполнение. Леонора (Елена Евсеева из "Большого") изобразила в "Miserere" какой-то незнакомый мотив и завопила посередине мужской партии. В этот момент Полянский Валерий Кузьмич лихо притоптывал и махал палочкой в двух метрах от нее, лицом непосредственно к диве. Что он делал в театре в тот вечер? Collapse )

Ни звука в пустоте

Под утро, когда нагулявшиеся сны беспечно поднимаются к границе яви, где их можно увидеть, а то и схватить, я успел разглядеть обрывок какого-то разговора о гармонии Баха. Дескать, он ее на самом деле не любил и пытался обрывать где только мог, но она всякий раз прорастала. И что заметить это можно наблюдая за Мартой Аргерих.
Ничего не понимаю, пожалуй, сама эта мысль обрывает гармонию привычных представлений. Я бы ее применил не к Баху-отцу, а к его старшему – Вильгельму Фридеману. Это он все время выдергивал гармонию, прореживал ее как редиску, замирал, ожидая, что она пойдет в рост. Может быть, хотел понять, почему у отца это получалось само собой?Collapse )

Телефон и Телеман

До конца понять суть произошедшего со Штирлицем я смог только послушав "Пимпиноне" Телемана в постановке ансамбля старинной музыки Сombattimento consort Amsterdam. Ничего не могу сказать плохого в адрес действительно хороших исполнителей, все было сделано на уровне, а после спектакля замечательный флейтист Леон Берендсе исполнил, повинуясь кивку играющего дирижера Яна Виллема де Фринда, "Шутку" Баха.

И все бы ничего, но когда Веспетта звонит по телефону, когда Клаудия Патакка, изображающая горничную (которой не было у Телемана) начинает готовить на сцене макароны и разносить на тарелочках зрителям, возникает тот же вопрос, что и в случае со Штирлицем: какого х з-а-ч-е-м? Нет, я не могу сказать, что такой вольный, даже хулиганский подход противоречит самому духу барокко, но если человек пришел послушать оперу-интермеццо начала XVIII века, нужны ли ему эти телефоны-макароны? Нет. Если же человек не любит классическую музыку (не будем уж говорить о барочной), заманишь ли его в театр макаронами? Ну смешно же…Collapse )

(255, 255, 255)

Фраза Сергея Никитина о том, что он выучился игре на гитаре, чтобы исполнять песни Окуджавы, вдруг сделала понятным, почему яростная попытка Баншура распутать завязанный Дм. Быковым узел из Окуджавы, Галича и Высоцкого была обречена изначально.

Как любой цвет записывается в системе Red, Green, Blue, так и мировоззрение советского интеллигента можно картографировать по долям Окуджавы, Галича и Высоцкого в нем. Collapse )

Смысл и модальность

Знаменитый вопрос "можно ли бить женщин?" – лучший пример того, как модальность может быть важнее смысла. Его "можно ли?" находит ближайшую параллель в школьном "Марь Иванна, можно мне выйти?" и в таковом качестве показывает четко сформированное желание, а вовсе не приглашение к дискуссии.

Такого рода вопросы необычны тем, что они заранее показывают интенцию автора. Точно так же желание объективно исследовать вопрос о газовых камерах или количестве жертв ГУЛага означает, как правило, лишь намерение снизить общепризнанные цифры. Это относится и к трюизмам, тавтологиям, в которых важен не смысл (он неоспорим), а именно модальность. Так фраза "вор должен сидеть в тюрьме", отвратительное звучание которой не раз отмечали, отвратительна именно тем, что чаще всего показывает желание говорящего насладиться восстановленной справедливостью в отношении дела, совершенно его не касающегося, то есть по сути – страданиями незнакомого человека.

Неслучайно адепты наиболее разработанных идеологических систем – христианской и советской – очень хорошо умели чувствовать не только смысл вопроса, но и его направление, то есть зачем поднимается та или иная тема.

Это же знание и умение является обязательным для гуманитария, который должен понимать, что текст не всегда раскладывается на составляющие его слова, как математик понимает, что формулы – это не просто комбинация значков и штришков.

Хошь Гренуй, хошь не гренуй

Эксперименты Гренуя с запахами повторяют основные этапы развития искусства. Ничего подобного не замышляя, Зюскинд просто слишком добросовестно исследовал все возможности развития придуманного им самим способа чувствовать и познавать мир. Сначала улавливается гармония, которую творческий ум научается извлекать и синтезировать в сочетаниях все возрастающей сложности. Затем воспринимаемая органами чувств красота становится вчерашним днем. Мастер занимается исследованием, анализом, разложением на не имеющие общезначимой ценности составляющие. Так музыка и живопись начинают ориентироваться не на красивость, а на интерес (Гаспаров просил кого-то разъяснить ему разницу между дефинициями "красивая" и "интересная женщина", и ему ответили неправильно, приведя в пример "интересного" поэта Николая Асеева, а разница на самом деле количественная, а не качественная). Экспериментируя с запахами фарфора и речной воды, Гренуй проходит стадию, параллельную абстрактной живописи и атональной музыке.
Последняя стадия – искусство-жест, когда зрителю объясняют, что он должен чувствовать. Эта сложная метафора удалась Зюскинду замечательно (хотя он ее не планировал). Варианты развития исчерпались, и все закончилось совершенно логично, дав знак, что дальше, собственно, идти не стоит.

Странная история

Прочитав про снос здания на улице Новаторов, которое местные жители считают бывшим храмом, решил проверить – ну так и есть. Музыкальная школа, в которую я ходил учиться игре на гитаре. До сих пор живут где-то в коробках "Сольфеджио" и "Музыкальная грамота". Году в 75-76 школа сгорела, на чем и закончилось мое музыкальное образование. Пикантность ситуации придавало то, что здание прежде было пожарной каланчей. Разговоров про церковь, кажется, не слышал (может быть, вспомнит gignomai?). В 80 мы переехали. Я был уверен, что дом тот, обгоревший и загаженный, давно снесли. Ведь и самого района, который строили для меня и моих ровесников, почитай уж нет. А тут - ну надо же!

 Теперь видно, что домик был не то чтоб уж очень красивым, но душевным. Вокруг строили для молодежи – ряды "хрущевок", три школы, два детсада, два кинотеатра, две поликлиники. А он стоял себе тихонько во дворе и придавал смысл окрестностям. Маленько приземлял полет 60-х. Только сейчас и разглядишь – издалека, когда все закончилось.

В районе Новаторов было много таинственных строений, особенно через дорогу – в знаменитом Воронцовском парке. Это сейчас можно прочесть о нем в интернете, а раньше все питались слухами – то ли Воронцов, то ли боярин Воронец, каскад прудов – то ли по случаю рождения дочерей графа-боярина, то ли после их смерти. Парк очень сильно застроили в советское и послесоветское время, что бы там ни писала Википедия.

Почему никому не приходила в голову странность ситуации, когда несколько десятков тысяч человек не знали истории главной достопримечательности своего района? Collapse )

Лишние рифмы

Многие варианты авторских и народных песен удивительным образом утрачивают часть рифм. Удивительным - потому что рифма убивается простой перестановкой слов, как будто бы это делается нарочно. Так в знаменитом стихотворении М.П.Старицкого
"Ніч яка, Господи! Місячна, зоряна:
Ясно, хоч голки збирай...
Вийди, коханая, працею зморена,
Хоч на хвилиночку в гай!"

народный вариант меняет слова в первой же строке на "Hiч яка мiсячна, зоряна, ясная", что уничтожает рифмовку с третьей строкой. Именно в таком варианте она, кстати, звучит в кинофильме "В бой идут одни старики".

Песня "Дочь прокурора" (отрывок из нее выкрикивает ополоумевший от страха Промокашка в шестой серии "Место встречи изменить нельзя") известна в большом количестве вариаций и подвариантов. При этом вариант с рифмовкой двух первых полустиший "Восемнадцать ей было. Никого не любила" допускает и разновидность "Было ей восемнадцать...". Collapse )