Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

Ни звука в пустоте

Под утро, когда нагулявшиеся сны беспечно поднимаются к границе яви, где их можно увидеть, а то и схватить, я успел разглядеть обрывок какого-то разговора о гармонии Баха. Дескать, он ее на самом деле не любил и пытался обрывать где только мог, но она всякий раз прорастала. И что заметить это можно наблюдая за Мартой Аргерих.
Ничего не понимаю, пожалуй, сама эта мысль обрывает гармонию привычных представлений. Я бы ее применил не к Баху-отцу, а к его старшему – Вильгельму Фридеману. Это он все время выдергивал гармонию, прореживал ее как редиску, замирал, ожидая, что она пойдет в рост. Может быть, хотел понять, почему у отца это получалось само собой?Collapse )
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

(255, 255, 255)

Фраза Сергея Никитина о том, что он выучился игре на гитаре, чтобы исполнять песни Окуджавы, вдруг сделала понятным, почему яростная попытка Баншура распутать завязанный Дм. Быковым узел из Окуджавы, Галича и Высоцкого была обречена изначально.

Как любой цвет записывается в системе Red, Green, Blue, так и мировоззрение советского интеллигента можно картографировать по долям Окуджавы, Галича и Высоцкого в нем. Collapse )

Смысл и модальность

Знаменитый вопрос "можно ли бить женщин?" – лучший пример того, как модальность может быть важнее смысла. Его "можно ли?" находит ближайшую параллель в школьном "Марь Иванна, можно мне выйти?" и в таковом качестве показывает четко сформированное желание, а вовсе не приглашение к дискуссии.

Такого рода вопросы необычны тем, что они заранее показывают интенцию автора. Точно так же желание объективно исследовать вопрос о газовых камерах или количестве жертв ГУЛага означает, как правило, лишь намерение снизить общепризнанные цифры. Это относится и к трюизмам, тавтологиям, в которых важен не смысл (он неоспорим), а именно модальность. Так фраза "вор должен сидеть в тюрьме", отвратительное звучание которой не раз отмечали, отвратительна именно тем, что чаще всего показывает желание говорящего насладиться восстановленной справедливостью в отношении дела, совершенно его не касающегося, то есть по сути – страданиями незнакомого человека.

Неслучайно адепты наиболее разработанных идеологических систем – христианской и советской – очень хорошо умели чувствовать не только смысл вопроса, но и его направление, то есть зачем поднимается та или иная тема.

Это же знание и умение является обязательным для гуманитария, который должен понимать, что текст не всегда раскладывается на составляющие его слова, как математик понимает, что формулы – это не просто комбинация значков и штришков.

Странная история

Прочитав про снос здания на улице Новаторов, которое местные жители считают бывшим храмом, решил проверить – ну так и есть. Музыкальная школа, в которую я ходил учиться игре на гитаре. До сих пор живут где-то в коробках "Сольфеджио" и "Музыкальная грамота". Году в 75-76 школа сгорела, на чем и закончилось мое музыкальное образование. Пикантность ситуации придавало то, что здание прежде было пожарной каланчей. Разговоров про церковь, кажется, не слышал (может быть, вспомнит gignomai?). В 80 мы переехали. Я был уверен, что дом тот, обгоревший и загаженный, давно снесли. Ведь и самого района, который строили для меня и моих ровесников, почитай уж нет. А тут - ну надо же!

 Теперь видно, что домик был не то чтоб уж очень красивым, но душевным. Вокруг строили для молодежи – ряды "хрущевок", три школы, два детсада, два кинотеатра, две поликлиники. А он стоял себе тихонько во дворе и придавал смысл окрестностям. Маленько приземлял полет 60-х. Только сейчас и разглядишь – издалека, когда все закончилось.

В районе Новаторов было много таинственных строений, особенно через дорогу – в знаменитом Воронцовском парке. Это сейчас можно прочесть о нем в интернете, а раньше все питались слухами – то ли Воронцов, то ли боярин Воронец, каскад прудов – то ли по случаю рождения дочерей графа-боярина, то ли после их смерти. Парк очень сильно застроили в советское и послесоветское время, что бы там ни писала Википедия.

Почему никому не приходила в голову странность ситуации, когда несколько десятков тысяч человек не знали истории главной достопримечательности своего района? Collapse )

Лишние рифмы

Многие варианты авторских и народных песен удивительным образом утрачивают часть рифм. Удивительным - потому что рифма убивается простой перестановкой слов, как будто бы это делается нарочно. Так в знаменитом стихотворении М.П.Старицкого
"Ніч яка, Господи! Місячна, зоряна:
Ясно, хоч голки збирай...
Вийди, коханая, працею зморена,
Хоч на хвилиночку в гай!"

народный вариант меняет слова в первой же строке на "Hiч яка мiсячна, зоряна, ясная", что уничтожает рифмовку с третьей строкой. Именно в таком варианте она, кстати, звучит в кинофильме "В бой идут одни старики".

Песня "Дочь прокурора" (отрывок из нее выкрикивает ополоумевший от страха Промокашка в шестой серии "Место встречи изменить нельзя") известна в большом количестве вариаций и подвариантов. При этом вариант с рифмовкой двух первых полустиший "Восемнадцать ей было. Никого не любила" допускает и разновидность "Было ей восемнадцать...". Collapse )

Все гениальное просто?

Еще одно утверждение, незаслуженно претендующее на роль максимы, это утверждение о том, что работа мастера всегда кажется простой, такой, что "сам бы так сделал". Последний раз слышал это, когда речь шла об Ойстрахе. Поскольку мне в принципе известно, правда не по скрипке, а по гитаре, что чувствует палец, зажимающий струну, я не вижу в работе Ойстраха или Ростроповича абсолютно ничего "простого" и "легкого". Ни стихи Пастернака, ни бои Роя Джонса-младшего не вызывают во мне чувства, что "я бы смог так же". Хорошо, Пушкин, простой как три рубля. Но повторить - ни-ког-да. Легче уж стать одновременно Юрием Власовым и Барышниковым.

Я думаю, часто путают ощущение простоты исполнения с впечатлением легкости в смысле "воздушности", "небрежности" (китайская каллиграфия, импрессионисты), а также в смысле "логичности" и "стройности" (научные открытия и концепции, шахматные комбинации). Но ведь достаточно, казалось бы, пару раз попробовать написать стихотворение, сыграть музыкальный этюд, ударить ногой в прыжке и т.п., чтобы понять, что такое легко и что такое сложно.Collapse )

Записки с новогоднего застолья

Спасибо всем за поздравления. Отметил удачно, постаравшись извлечь что-то полезное не только из праздничного стола, но и из новогодней программы.

Одна из бросающихся в глаза особенностей – это старательное "перебивание номеров" на советском культурном наследии, все эти римейки старых песен и фильмов. Это напоминает тот эффект, который я пытался охарактеризовать в теме о брежневиане: телевидение привязывает ассоциативными узлами новое время и новых героев к тем пластам культуры, которые вызывают у зрителя устойчивую ностальгию. Еще один момент, довольно безрадостный: такими действиями новая культура расписывается в полной неспособности создать что-то свое, и даже шире - создать что-то сопоставимое с советским идеалом.

Другое замечание: посмотрев в сотый раз "Иронию судьбы", кажется, понял, в чем отличие от "Вокзала для двоих", безрадостность которого недавно пытался объяснить. Все те черты советского быта, которые вызывают ощущение безысходной тоски у зрителей "Вокзала", в "Иронии" еще выглядят "своими", очень "домашними" и уютными. Collapse )

Сергей Орехов

Нисколько не претендуя на полноту характеристики, скажу пару слов о покойном гитаристе-семиструннике Сергее Орехове.
Цыганский стиль исполнения, которого он придерживался, строится, так же как и фламенко, на очень простых вариациях незатейливых мелодий. Аккомпанемент в смысле фона практически отсуствует. Вся соль метода состоит в необычайно быстром исполнении мелизмов, в основном, форшлагов, что позволяет орнаменту выступать в роли основной темы. Чем-то это напоминает декор исламской архитектуры.
Должен пояснить: гитара, по моему убеждению, один из самых сложных для игры инструментов, поскольку миллиметровый промах любой руки создает слышимую фальшь. Для того, чтобы из мелизмов соткалась самостоятельная мелодия, техника должна слегка переходить за грань фантастики.
О своей встрече с Ореховым мне рассказывал гитарист, организовавший некогда концерт малоизвестных исполнителей. Увидев нечто патлатое, с семиструнной гитарой на веревке, он расстроился. Орехов же сыграл "Ехали цыгане". Collapse )