Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

(no subject)

Лента.Ру, кажется, рассталась не только со старым дизайном, но и с навыками качественной журналистской работы. Коротенький материал о казачестве – ошибка на ошибке.
"Кремль и Русская православная церковь, по крайней мере на словах, возрождение казачества поддерживают, выделяя казаков в отдельный класс служивых людей". Во-первых, не класс, а сословие, во-вторых, термин "служилые люди" (не говоря уж о "служивых") вышел из употребления со времен Петра, в третьих, Кремль даже не заикался о том, чтобы превратить казаков в сословие – то есть дать им землю в обмен на службу.
Дальше в заметке идут фотографии, а под ними вновь удивительное: Collapse )
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

С чего начиналась "Родина"

Лермонтовская "Родина" стала классикой еще до опубликования. Белинский писал 13 марта 1841 В.П. Боткину: "Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его 'Родина', — то, аллах-керим, — что за вещь — пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских". Лермонтовская энциклопедия предполагает, что поводом для создания стиха послужила опубликованная в 1839 году "Отчизна" А.С.Хомякова (обычно упоминается под заголовком "России"), отмечая также перекличку со строфой из "Путешествия Онегина": "Теперь мила мне балалайка / Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака".Collapse )
Однако предположу, что непосредственным источником для "Родины" послужило одно малоизвестное стихотворение Лукьяна Андреевича Якубовича (1805-1839). Collapse )

Подъесаул Шеин

В очередной раз довелось услышать, что "Тихий Дон" в его нынешнем виде – антисоветское произведение. Причем речь шла даже не о книге, а о фильме Герасимова 1957 года. На самом деле кажущаяся антисоветская направленность "Тихого Дона" – это оптический обман, возникающий из-за произошедших за последние десятилетия сдвигов нашего восприятия. Поменялись аксиомы, на которых держалась идеология общества. Ни в 30-е годы, ни в 1957, ни вообще когда-либо до перестройки монолог Григория "А власть твоя, — уж как хочешь, — а поганая власть" не казался обличением советской власти, равно как никто не находил ничего странного в человеконенавистнических по сути заявлениях Штокмана, Подтелкова и других большевистских персонажей "Тихого Дона".

Сравнивая роман с фильмом Герасимова, мы ясно видим, что в 1957 году от советского человека не только не прячут те действия советской власти, которые нам кажутся недопустимыми, но даже подчеркивают их. Collapse )

От чувств-с

Борис Акунин сделал как говорится годный наброс, заявив, что любовь в России – импортный продукт. Набросом я это называю потому, что глубоко ошибочная теория об импорте любви построена на правильной основе. Эта теория - не просто ложь, а полуправда, очень достоверно маскирующаяся под правду. Замечание Акунина безусловно сродни его же полушуточному предложению считать авторами национальных языков великих писателей, сумевших сделать речь своей эпохи эталоном для будущих поколений.

В правдивой части акунинского утверждения нет ничего нового, странно только, что дипломированный историк и филолог сделал "для себя это открытие" на 57-м году жизни. Разумеется, культурное оформление того чувства, которое мы называем любовью, появилось в России в XVIII, а то и в XIX веке. Однако совершенно очевидно, что само чувство существовало и до этого. Вспомним знаменитую фразу "в СССР секса нет!". В определенном смысле его действительно не было, то есть не существовало открытой культуры плотской любви, с еще большей уверенностью это можно сказать о культурном (в смысле - культивируемом, навязанном и предписанном) разделении любви на две составные части – порно и "отношения". Не знаю, обрадует ли Акунина это обстоятельство, но и то и другое тоже пришло с Запада.Collapse )

Музей имени России

В связи с 90-летием Ирины Александровны Антоновой я подумал, что ГМИИ имени А.С.Пушкина – это единственный для XX века культурный проект той России, которая считает себя частью Европы, а не Азии. Дело не в ориентации ГМИИ на европейское искусство, а в реализации самого принципа "не числом, а умением", который остался в нашей истории красивой суворовской цитатой, а на деле подменялся азиатской манерой решать именно числом, закидывая врага то шапками, то трупами.Collapse )

Европейская Россия свободных людей всегда была ненавистна азиатской России людей-винтиков. Неслучайно период самого мощного разгула российского имперства ознаменовался передачей ГМИИ на насколько лет под выставку подарков И.В.Сталину. В одном из интервью Антонова сказала, что тот, кто не застал первые послевоенные годы, не знает России. Не 30-е, не военные, а именно послевоенные. Именно тогда Россия решительно вычеркнула себя из общемирового контекста, именно тогда появился принцип "сами с усами", по сей день остающийся основополагающим для российской науки, культуры и не только для них. Поэтому мы теперь и преодолеваем отставание страны в международных рейтингах исключительно составлением рейтингов собственных. Collapse )

Идиоты и сумасшедшие

"Граждане, вы теперь видите, что нами управляют идиоты и сумасшедшие, что ваша жизнь находится в руках бешеных людей"
И.Н. Соловьев, один из руководителей повстанческого движения в Хакасии



Чуть не весь Рунет на днях обошла ссылка на материал, в котором называются фальшивкой приведенные в свое время писателем Солоухиным материалы о расстреле несовершеннолетних заложников в Ачинском уезде при подавлении соловьевского восстания в 1922 году. Свою уверенность автор материала основывает на нескольких запросах в архивы Ачинска и Назарово, где соответствующих документов по указанным у Солоухина адресам не нашлось. Опровержение получилось очень шумным: торжествующие комментаторы, как обыкновенно бывает в подобных случаях, высказывались в том смысле, что коммунисты, во-первых, никого не расстреливали, во-вторых, расстреливали гораздо меньше, чем следовало.

Требовать от писателя научной точности при ссылках на архивы – дело не только странное, но и, что самое главное, бесполезное. Однако фамилии расстрелянных, приведенные Солоухиным в "Соленом озере", можно найти в других архивных документах, подлинность которых не подвергается сомнению.

Запрашивать следовало не дело 96 фонда № Р-16 (потому что там, как выяснилось, содержатся материалы о Сережском восстании 1920 года), а Ф.1697,оп.3,д.18 Ачинского филиала ГАКК, в котором, по всей видимости, и следует искать документы 1922 года. Не плохо было бы ознакомиться запросить Красноярск насчет Ф. Р-49. Оп. 2 с. Д. 43, где находятся опубликованные ранее документы о расстрелах заложников в 1922 году.

К сожалению, у меня нет возможности посетить или запросить архивы Ачинска и Красноярска, но имеющейся в сети информации, на мой взгляд, достаточно, чтобы отвести от Солоухина подозрения в фальсификации. Неподтвержденным остается только возраст заложников, поскольку о нем говорится только в "Соленом озере". Я уверен, что по указанным мной адресам можно получить соответствующее документальное подтверждение, но уже сейчас есть одно обстоятельство, которое свидетельствует в пользу приводимых писателем данных.Collapse )

Дезархиватор "Штирлиц"

Предпринятая Службой внешней разведки в преддверии 70-й годовщины нападения гитлеровской Германии на СССР публикация засекреченных ранее разведданных, поступивших в Кремль с 1938 по 1941 годы, оставляет тягостное чувство.
Если это и было попыткой десталинизации, то крайне неудачной. ("Взгляд" перепечатал в "Мнениях").Collapse )

Быстрое время чудес

Многие уже поиздевались по поводу сочинских талисманов - украденного у Чижикова медведя, леопарда, переделанного из персонажа "Кунг-фу панды", и зайки, позаимствованной в коллективном бессознательном офисных секретарш. Меня же этот звериный конфуз привлек тем, что он дает идеальную возможность сравнить творческий потенциал двух эпох. Оппоненты тех, кто считает современность временем жестокого кризиса (если не умирания) культуры, обычно указывают на некорректность сопоставления форм "классического" искусства с нынешними. В самом деле, пусть мир давно не видел великих писателей, художников, поэтов, артистов, философов, скульпторов, режиссеров – зато появляются всякие виртуальности, которые "кошмарней, чем фантазия у Гете". Но вот, пожалуйста, - на площадке дизайна столкнулись два талисмана – чижиковский (1977 год) и не-хочу-даже-знать-чей (2011 г.).


И ведь вся беда в том, что дизайн – это чуть не единственная сфера современной культуры, которая сильно прогрессировала за последние годы. На качественно иной уровень вышли теоретическая база дизайна и его технический инструментарий, во много раз увеличилось и число дизайнеров. Нынешний специалист должен бить выпускника Московского полиграфического образца 1958 года не просто одной левой, а... Что знал Чижиков о 3D, о футуродизайне, о брендинге, об эргономических аспектах и проектировании решений? Что он понимал в креативе? Что можно вообще требовать с человека, не видевшего Фотошопа? А вот поди ж ты. Collapse )

Непросвещенный абсолютизм

Среди претензий, предъявляемых Лужкову, на первом месте стоит уничтожение исторической застройки Москвы. Очевидно, что Лужков был плох не тем, что мало сделал, а тем, что сделал много и все не так как надо. Провинился перед народом не ленью, а усердием, как осмеянный потомками граф Петр Андреевич Клейнмихель, чьи строительные успехи государь отметил золотой медалью с надписью "Усердие все превозмогает".

Деятельность Лужкова на посту мэра стала грандиозной в своей анахроничности попыткой вернуть времена просвещенного абсолютизма. В этом смысле самовластие Лужкова сильно отличается от самовластия современных ему российских правителей. Collapse )

Наша беда, трагедия, если угодно, – не в том, что у нас был Лужков, а в том, что он создал систему, при которой некому было привить ему нормальный вкус. Привитие вкуса чиновникам и денежным мешкам – обычная практика. Абрамович тоже в гимназиях не обучался, однако скупает не Церетели, а Джакометти, Дерипаска, благодаря активности покойного академика Бонгард-Левина, финансирует археологов, тут и Вексельберг со своими яйцами... Collapse )

Системе, которую создал Лужков, не была свойственна никакая рефлексия, никакая самокритика. В связи с этим мне вспоминается пара историй. Collapse )

Феминисткам и не только

Во время торжественных мероприятий в рамках Дня чеченской женщины депутат Парламента ЧР Малика Этиева привела пример женской доблести из современной истории: самоотверженный поступок 18-летней Хеды Джанаевой. Когда бандиты пытались убить ее свекра, она отдала свою жизнь, заслонив его от пуль.

Сам же по себе День чеченской женщины был учрежден год назад в память о том, как 15 сентября 1819 года 46 чеченских девушек из уничтоженного Ермоловым Дади-Юрта утопили в Тереке паром с русскими солдатами (скорее всего, легенда, но какова!). Не уверен, что в каком-нибудь другом государстве ежегодно празднуют убийство представителей титульной нации, но не будем придираться. Отношение чеченцев к взятию Дади-Юрта хорошо отражает посвященная этому событию песня Хасмагомеда Хаджимурадова: Collapse )