mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Category:

"Разумный часовщик" и неразумный монетарий

Современные концепции креационизма так или иначе базируются на интуитивном отторжении разумом идеи о естественном происхождении мироздания во всей его невообразимой сложности. Насколько я понимаю, первый мысленный эксперимент для доказательства intelligent design провел Вильям Пэли, который говорил, что никому не придет в голову представить, будто найденные в поле часы возникли от случайного взаимодействия молекул (концепция "разумного часовщика"). Что же говорить о Вселенной, которая много сложнее часов, заключал Пэли.

Концепция Пэли, конечно, вряд ли нуждается в проверке, поскольку откровенно выводит свойства наблюдаемого объекта из ограниченности нашего измерительного прибора (в данном случае - воображения). Однако совершенно неожиданно оказалось, что в набросках по моей основной научной теме, которые я несколько лет собираюсь, да так, наверное, и не соберусь довести до публикации, есть материал для экспериментальной проверки этой концепции. Вместо придуманных Пэли часов есть конкретная вещь, в искусственном происхождении которой никто не сомневался. Это изобретение известной каждому круговой легенды (т.е. надписи) на монете. Я сказал "изобретение", но дело в том, что никто ее не изобретал.

Вкратце: римская монетная легенда изначально представляла собой изображение реальных надписей на камне, либо стилизовалась под таковые. Претерпев массу приключений, она стала, наконец, применяться как собственно надпись, целиком принадлежащая монете, а не "камню".

"Roma" в рамочке воспроизводит надпись на каменном пьедестале (анонимный квинарий 211-210 гг. до н.э.)










С этого момента легенда становится композиционным элементом, но долго не может "порвать" свои связи с изображением, т.е. стать собственно надписью.
На денарии Августа 19-18 гг. до н.э. хорошо заметна связь композиционная связь надписи с изображением.





В дальнейшем она долго превращается из элемента дизайна в собственно надпись, то есть "прилипает" к монетному краю и абстрагируется от изображения. Много раз надпись "пыталась" стать круговой, причем, как это бывало и с эволюцией живых организмов, "нужный" вариант спорадически возникал, но не мог закрепиться. Не хочу сейчас говорить об этом подробно, доказательства потребуют написания десятков страниц.

Наконец, переход к круговой надписи совершился. Это произошло в последние годы правления Августа, причем совершенно случайно.

Поясню: Август на монете был представлен кратко, поскольку расписывать его титулы было незачем: каждый и так знал, кто такой CAESAR AVGVSTVS или AVGVSTVS DIVI F. (Август, сын божественного (имеется в виду – Гая Юлия Цезаря)). Усыновив Тиберия, Август был вынужден как-то представить его публике, и на монетах появилось обозначение трибунских полномочий последнего. На реверсе денария 13-14 гг. н.э. надпись: TI(berius) CAESAR AVG(usti) F(ilius) TR(ibunicia) POT(estate) XV вынужденно размещается по кругу.



Далее происходит самое забавное: все последующие чиновники, ответственные за выпуск монеты, вплоть до конца III в. н.э. слепо копируют именно этот тип с обозначением числа трибунских полномочий и консульств, хотя в этом нет уже ровно никакой нужды – разве что для будущих нумизматов, которые, благодаря им, могут точно датировать почти все римские монеты периода Принципата.
Вот вам и "часы", которые сложились сами собой.

Примерно так же получилось и во время гражданской войны конца первого века, когда монетная легенда ни по чьейму-то замыслу, а совершенно случайно превратилась в лозунг. Но это уже отдельная история.
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments