mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Categories:

Записки с новогоднего застолья

Спасибо всем за поздравления. Отметил удачно, постаравшись извлечь что-то полезное не только из праздничного стола, но и из новогодней программы.

Одна из бросающихся в глаза особенностей – это старательное "перебивание номеров" на советском культурном наследии, все эти римейки старых песен и фильмов. Это напоминает тот эффект, который я пытался охарактеризовать в теме о брежневиане: телевидение привязывает ассоциативными узлами новое время и новых героев к тем пластам культуры, которые вызывают у зрителя устойчивую ностальгию. Еще один момент, довольно безрадостный: такими действиями новая культура расписывается в полной неспособности создать что-то свое, и даже шире - создать что-то сопоставимое с советским идеалом.

Другое замечание: посмотрев в сотый раз "Иронию судьбы", кажется, понял, в чем отличие от "Вокзала для двоих", безрадостность которого недавно пытался объяснить. Все те черты советского быта, которые вызывают ощущение безысходной тоски у зрителей "Вокзала", в "Иронии" еще выглядят "своими", очень "домашними" и уютными.
Все эти типовые дома, одинаковые гарнитуры "800 рублей и двадцатка сверху", пьянка в "Сандунах", заказ разговора по межгороду.
Кстати, хороший аргумент против тех, кто считает постсоветскую ностальгию свидетельством "совковости" – попросить повторить этот тезис применительно к "Иронии" или к "Служебному роману".

И вот – "Ирония" (1975), "Служебный роман" (1977), "Вокзал для двоих" (1982). Да что уж там – "Гараж" (1979). Такой вот безрадостный ряд. Кстати, другой мастер советской комедии последний великий фильм снял в 1973 году – "Иван Васильевич меняет профессию". Надо ли говорить, насколько "одомашнены" там были черты, вызывавшие раздражение у Булгакова? Ближе к 80-м они уже снова не казались домашними. Советская "комедия быта" завершилась. Неслучайно весь пафос изумительных "Покровских ворот" (1982) построен на уюте другой, более ранней эпохи – конца 50-х.

И еще одно. В новогодней программе Рен-ТВ передавали старые песни в исполнении постаревших авторов. Прозвучал, в частности "Учкудук" ансамбля "Ялла". Чувство ностальгии было страшным – едва не заплакал, но вспомнил в самый неподходящий момент, как ненавидел этот "Учкудук" в то время. Включаешь "Утреннюю почту", гадая – дадут ли что-нибудь достойное, а там – "Учкудук" да София Ротару. В порядке дружбы народов, блин. Так что, когда говорят, что тоска по советскому прошлому для 30-50-летних – это тоска по молодости (а так часто говорят), то я не соглашусь. В гробу я видал "Учкудук" и в юности, и в молодости. А вот то, что за 30 лет почти не изменился Фаррух Закиров, лидер "советской Аббы", что есть еще жизнерадостные узбеки, прекрасно говорящие по-русски и улыбающиеся от души пришедшим на концерт москвичам – это да. Тут и всплакнуть не стыдно.

Да, а вот показанный по той же программе хит постаревших Secret Service - "Flash in the Night", с которым у меня связаны самые романтические воспоминания, никаких чувств не вызвал. Вот вам и тоска по молодости.
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 73 comments