mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Categories:

Ученый и компьютер или Сбылась мечта идиота

Параллельно с развитием информационно-коммуникационных технологий резко снижается способность человека к созданию информации, которую имеет смысл передавать. Не этого мы ждали.

Кто не помнит всеобщую научную панику конца 80-х, доклады и спецкурсы на тему "Количественные методы в..."? Преподал бы кто качественные методы.

Чтобы не говорить за других, скажу о себе. Вспоминаю, как вручную составлял году в 91 именной указатель к трехтомному Титу Ливию. Он был лучшим на то время и, думаю, останется таким на обозримое будущее – ручная сборка. А сколько данных по сенатским карьерам обнаружилось в качестве побочного продукта... Я уж не говорю про до сих пор пылящиеся тетради с материалами по римских надписям и монетам, издания которых занимают примерно три-четыре метра на книжной полке, причем книги эти были разбросаны по нескольким московским библиотекам, которые не всегда выдавали студентам читательские билеты. Казалось, будь у меня тогда компьютер – "мое" направление исторической науки могло бы пойти другим путем. Теперь у меня есть компьютер – но наука может спать спокойно. Думаю, описанная ситуация знакома многим.

Объяснить произошедшее можно двумя одновременно действующими причинами: общим падением интереса к мыслительной деятельности и развитием "досуговой" стороны компьютеров. То есть компьютер предлагает столь удобную систему легкого времяпровождения, что возможностей для творчества реально остается меньше, чем в докомпьютерные времена.

Создавшаяся ситуация мешает использованию основного преимущества компьютерных сетей - "инструментария для мышления". Прежняя система обучения человека уже не может ввести обучаемого в основную проблематику окружающей действительности, что осуществимо только при помощи современных технологий. Зато сейчас возможным становится не только использование баз данных в качестве справочника, но и повсеместное перекрестное использование чужих идей по типу непрекращающегося "мозгового штурма".

При этом каждый может набирать нужный состав группы и мобильно менять его. Распространению перспективных идей служит и ретрансляция наиболее привлекательных для обсуждения тем и мыслей путем гиперссылок, что очень хорошо заметно в блогах. Это сильно напоминает процесс распространения семян через птиц, поедающих плоды деревьев. "Всхожесть семян", разумеется, не гарантирована, но посев идет достаточно широко, что заметно по возросшему вниманию информационных агентств к материалам блогов.

Обсуждая эту тему с a_bugaev, подумал, что интернет-пространство дает возможность решить проблему передачи опыта в ситуации ускорившейся смены поколений. Чем не передача опыта - приучить подростка к блогам научно-гуманитарного профиля, большинство из которых в Рунете успешно ищутся, например, через ivanov_petrov? Там наиболее широко представлены нужные, идеи и умонастроения, которые в наше время встречаются редко и не могут, кроме как через блоги, формировать культурное пространство.
Tags: Наука и жизнь, Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments