mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

От Ионыча к Ионовичу

Фон Корен в "Плохом хорошем человеке" (1973) и Жеглов в "Месте встречи" (1979) – один и тот же типаж, но напрашивающийся вывод, что Высоцкий просто играл самого себя, неверен. На самом деле персонаж вайнеровской "Эры милосердия" повторяет персонажа чеховской "Дуэли".

Роман "Место встречи изменить нельзя" (переименованный впоследствие в "Эру милосердия") был опубликован в 1975 году, через два года после экранизации "Дуэли", так что вполне может статься, что Вайнеров "зацепил" образ фон Корена. Название "Эра милосердия", не слишком хорошо обосновано у Вайнеров, но оно много добавляет к смыслам "Дуэли". Милосердие по Жеглову – "поповское слово", и тут чеховский дьякон Победов мог бы только в ладоши захлопать: ну конечно поповское! Добряк Михаил Михайлович Бомзе из шараповской коммуналки – это чеховский доктор Самойленко, и они оба пытаются убедить окружающих, прежде всего фон Корена и Жеглова, в правоте милосердия.

Однако между фон Кореном и Жегловым есть одно принципиальное отличие. И Чехова и Вайнеры помещают своего прото-Высоцкого в одну и ту же ситуацию, которую тот решает по-разному. Фон Корену и Жеглову предлагают помириться на прощанье с бывшими врагами – Лаевским и Груздевым соответственно.
"Я действовал искренно и не изменил своих убеждений с тех пор... Правда, как вижу теперь, к великой моей радости, я ошибся относительно вас..", – говорит фон Корен, а Жеглов произносит свое знаменитое: "Наказания без вины не бывает!"

"Какие люди! - говорил дьякон вполголоса, идя сзади. - Боже мой, какие люди! Воистину десница божия насадила виноград сей! Господи, господи! Один победил тысячи, а другой тьмы. Николай Васильич, - сказал он восторженно, - знайте, что сегодня вы победили величайшего из врагов человеческих - гордость!".
Но Чехов оставляет фон Корена в сомнениях: "Полно, дьякон! Какие мы с ним победители? Победители орлами смотрят, а он жалок, робок, забит, кланяется, как китайский болванчик, а мне..., мне грустно". Фон Корен еще не решил, силу он проявил или слабость. Он еще на распутье.

Жаль, что Россия, дойдя в какой-то момент до этой развилки, решительно свернула на дорожку Жеглова, к культу "сильной руки" и к той культуре, для которой авторитет уже не Чехов, а самбист Ионыч. Реплики Жеглова и горбатого Карпа: "вор должен сидеть в тюрьме" и "поучи жену щи варить" произносит с одним и тем же выражением лица и с равным удовольствием один и тот же человек. Тот самый, который пожурил Бориса и Глеба за то, что они "просто легли и ждали, когда их убьют". И в логике массовой культуры современной России он стопроцентно прав.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments