mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Год назад я писал, что с каждым годом нарастает какое-то непонятное сопротивление празднованию Дня Победы. Будто кто-то задался целью доказать, что России лучше забыть о девятом дне мая, причем в этом желании едины и ура-патриоты, и те, для кого "патриотизм" – понятие ругательное. Сейчас мне приходится повторить эти слова.

В Рунете на днях прошла кампания против намечавшегося на 7 мая показа фильма Ахима фон Борриса "Четыре дня в мае". Сюжет фильма замысловат: небольшое подразделение Красной армии вместе с отрядом фашистов защищает немецкий приют от танкистов, решивших повеселиться с девочками-сиротами. Гендиректор телекомпании Владимир Кулистиков спешно заменил "Четыре дня" на фильм про советских контрразведчиков: "В августе 44-го…". Вместе с тем, даже извиняясь, НТВ ухитрилось еще раз оскорбить людей, заявив, что фильм "действительно затрагивает темы, вокруг которых ведутся споры и отсутствуют однозначные оценки". Какие споры? Какие неоднозначные оценки? Насильник и освободитель – это взаимоисключающие оценки, причем создатели фильма это прекрасно понимают и не злоупотребляют амбивалентностью. Эталонное поведение демонстрируют немцы и те немногие русские, которые доросли до европейского уровня (неслучайно нам сообщают, что капитан "Горыныч" оказался земляком аристократичной патронессы приюта – она его прямо спрашивает, откуда он).

Кульминацией фильма, точкой невозврата для зрителя, становится не похищение солдатами молоденькой немки и даже не бой красноармейцев бок о бок с фашистами, а сцена, когда самый положительный герой из всех русских капитан "Горыныч" убеждает немецкого офицера сдаться со всем отрядом не англичанам, а русским. "Он что, ненормальный?" – участливо спрашивает один из немцев.

Авторская метафора ясна: цивилизации противопоставлено варварство, в том числе, и это очень важно, признается варварским и десакрализуется русское представление о священной войне. Тут туристы собрались с Рюгена в Данию, а злые "совки" непонятно зачем пытаются им помешать. Как это похоже на советских и российских пограничников и консульские службы! Аналогия прочитывается за секунду. Основной посыл фильма: цивилизованные люди не понимают той звериной серьезности, с которой вы относитесь к вашей войне. И вот этот фильм российское телевидение выбрало для показа в прайм-тайм.

И тут пора задать главный вопрос: почему это показывает российское телевидение, которое не заподозришь в пропаганде антироссийского взгляда на историю, да и вообще в излишнем либерализме. Наоборот, наше TV в последнее время все чаще ругают за показной, квасной патриотизм. За угодничание перед властью и оплевывание ее критиков, за постоянное предоставление трибуны открытым сталинистам. Но каждый год под 9 мая телевизионщики организовывают какую-нибудь расчетливую, утонченную гадость людям, для которых День Победы свят. Нет ли в этом противоречия? Нет.

Культ Победы в СССР, а затем в России – это прославление государства, но ни в коем случае не воина-победителя. Русского человека всегда приучали бояться начальство больше всего на свете. Государство – это такая штука, ради которой можно все. Вообще все. Родину предать можно ради государства. Поэтому нам будут нахваливать полководческий гений Сталина, а параллельно пустят такие вот фильмы про трусливых русских солдат, насилующих все, что движется. Первый сюжет показывает зрителю, как он мелок и ничтожен, второй – то же самое. Где ж тут противоречие?

Люди вернулись с войны сильными и смелыми, большими и значительными. С этого момента государство занялось их разукрупнением. Ветерана полюбили уже через 20 лет после Победы в качестве побитого жизнью старика. С того момента берет начало и вереница фильмов о войне, главным настроением которых становится безнадежность. Если "Спасти рядового Райана", "Мистер Питкин в тылу врага", "Грязная дюжина" и так любимые в СССР "Четыре танкиста и собака" – воспевали героизм и жизнь, то советские фильмы отчетливо брали уклон на терпение и смерть. "А зори здесь тихие" в этом отношении ничуть не отличаются от "Проверки на дорогах", "Судьбы человека", "Жени, Женечки и ''катюши" и "Восхождение". Я специально назвал очень хорошие и очень человечные фильмы. Но вот "Небесный тихоход" 1945 года – он другой, в нем нет этой вынимающей душу тоски. Да и сама эта тоска, безусловно, была не результатом спускаемых "сверху" установок, а откликом чутких художников на безысходность, на неотвратимое превращение "фронтовика" в "маленького человека". Инстинктивную попытку противостать этой политике "остаривания" и "разукрупнения" можно видеть в "Белорусском вокзале".

Но в советское время разница между "маленькими людьми" и хозяевами жизни была хотя и принципиальной, но очень небольшой, сейчас она огромна. "Маленький человек" так и остался маленьким, у него нет возможности постоять за себя, как не было ее и раньше, но теперь ему могут открытым текстом сказать: "ты никто и звать тебя никак". Ему объяснят: "твой дед был не освободителем, а тупым животным", причем объяснят те же самые люди, которые за подобные слова порвали бы на части эстонского или латвийского посла. Потому как в первом случае унижают тебя, а во втором – государство. Это вещи не просто разные, а противоположные. Добавлю, что оскорбить память павших и достоинство живых может не только официальный государственник. Так у нас повелось, что одна часть людей, считающих всех вокруг мусором, реализует себя на государственном поприще, а другая – на антигосударственном. Но к нам-то одинаково относятся и те, и эти.

Поскольку записи о Дне Победы стали для меня ежегодным упражнением, даю ссылки на тексты за 2007 год (еще), за 2008, 2010 и 2011 годы.

И всех с Днем Победы!
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 203 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →