mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Музей имени России

В связи с 90-летием Ирины Александровны Антоновой я подумал, что ГМИИ имени А.С.Пушкина – это единственный для XX века культурный проект той России, которая считает себя частью Европы, а не Азии. Дело не в ориентации ГМИИ на европейское искусство, а в реализации самого принципа "не числом, а умением", который остался в нашей истории красивой суворовской цитатой, а на деле подменялся азиатской манерой решать именно числом, закидывая врага то шапками, то трупами.

Маленький, начинавшийся из ничего музей (хранилище слепков и копий для нужд Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета) стал вровень с конкурентами и обогнал их не столько за счет коллекции, сколько за счет привлеченных выставок, концертов, новых залов, уникальных аннотаций к картинам и постоянному труду. Если Третьяковка и ГИМ с 1986 по середину 90-х были закрыты на реконструкцию (которая, по мнению многих, стала первым в новейшей российской истории примером отмывания денег), то ГМИИ в те же годы расширялся. Сейчас это не просто музей, это культурно-просветительский проект, который цветет среди общего гниения и распада как просвещения, так и культуры.

В неоднозначно воспринимаемом (имперцы его так вовсе ненавидят), но очень непростом романе Аксенова "Остров Крым" есть концепция двух Россий: европейской и азиатской. Маленькая, но уважаемая миром русская Россия противопоставлена внушающей одновременно страх и смех России советской. С одной стороны – труд и талант, с другой – природный ресурс и нежелание перейти от потребления к производству. В конце романа это сквозное сопоставление предъявлено в виде наглядной метафоры, когда командующий крымскими "форсиз" обозревает из элегантного вертолета ("отличная машина, сверхвысотный вертолет марки 'дрозд', выпущенный местным авиакомплексом 'Сикорский'") уродливые перемещения "гигантских" войсковых соединений Советской армии ("Скопище техники у Карачели… — презрительно кривил губы Ляшко. — Толкучки в Балаклаве… Танковое месиво без капли горючего у Бахчисарая…").

Европейская Россия свободных людей всегда была ненавистна азиатской России людей-винтиков. Неслучайно период самого мощного разгула российского имперства ознаменовался передачей ГМИИ на насколько лет под выставку подарков И.В.Сталину. В одном из интервью Антонова сказала, что тот, кто не застал первые послевоенные годы, не знает России. Не 30-е, не военные, а именно послевоенные. Именно тогда Россия решительно вычеркнула себя из общемирового контекста, именно тогда появился принцип "сами с усами", по сей день остающийся основополагающим для российской науки, культуры и не только для них. Поэтому мы теперь и преодолеваем отставание страны в международных рейтингах исключительно составлением рейтингов собственных.

Умение, которое не старается опереться на число, на огромный природный и человеческий "ресурс", - недостижимая мечта России, где человека по-прежнему считают винтиком государственной машины (к тому же, если прежде эта машина нацеливалась на космос, торжество науки и всеобщее счастье, то теперь – на ближайший оффшор), а любую проблему пытаются залить деньгами. Если бы эти проблемы хотя бы решались! Все это финансирование ничуть не эффективнее попыток увеличить мощность волны, обрушиваемой на брег песчаный и пустой – откат все равно составит сто процентов. Впрочем, говорят, именно такую задачу и ставит перед собой путинская экономика. Окно в Европу при далеком наследнике Петровой власти сжалось до размеров глазка в стальной двери.
Tags: Замечания, Наука и жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →