mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

От Сократа до айфона

Не менее десяти раз прочитал за последние дни, что Стив Джобс не был столь уж масштабной личностью. Разумеется, все высказавшиеся в этом ключе немедленно выросли в моих глазах на фоне развенчанного основателя Apple. Особенно это относится к Дм.Быкову и пермскому поэту Ивану Давыдову, хотя этим двоим, казалось бы, и расти уже некуда – помнится, первый когда-то, слушая похвалы доктору Лизе, заявил, что заниматься благотворительностью надо не публично, а анонимно – и привел в пример себя; второй же, пока коллеги хором желали выздоровления Кашину, высказал опасение, как бы факт избиения не поднял сверх меры журналистский рейтинг избитого. Впрочем, этот жизненный принцип нашей публики – не допустить, чтобы кто-то высунулся выше прочих – хорошо известен, и незачем о нем говорить более, чем я сказал.

Мне хотелось бы объяснить одну вещь. Кто-то, наверное, помнит, что слово "айфон" для меня было ругательным. Почему же, говоря о смерти Джобса, я связал создателя "пластмассового мира", ярчайшего персонажа общества потребления, с завершающим этапом той великой европейской культуры, которую начинали в XIV веке итальянские гуманисты? Здесь нет противоречия.

Число этажей в здании европейской культуры, к сожалению, конечно, и эти этажи не сообщаются между собой. То, что мы привыкли называть культурой – это не набор шедевров, а последовательно разворачивающаяся антропоцентрическая программа, привязанная к раскрытию возможностей человека по покорению мира. Восходя на следующую ступень, мы не можем вернуться к предыдущей. Открыв, что "и крестьянки любить умеют", культура уже не может жить так, будто не знала этого. Можно исполнить на одном концерте Баха, Дебюсси и Хиндемита, можно держать в одном музее Леонардо и Пикассо, можно одновременно любить и тех и этих, и всех, но между ними нет переходов. Бетховен и Шуман не просто строят новый этаж, они заколачивают двери на старый. С этого момента Моцарт и Гайдн мертвы, и все необходимые гвозди вбиты в крышки их гробов. Каждая новация европейской культуры – барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм и все остальное – непременно выполняет еще одну важнейшую роль, роль убийцы. Если бы не Бах и Гендель, мы, возможно, до сих пор слушали бы замечательные хоралы XVII века как живую музыку. Стоит ли жалеть об этом? Я знаю людей, которые жалеют, но в целом, пока есть перспектива, пока есть куда подниматься – можно и не жалеть.

Но мы очень быстро, всего за несколько веков пробежали путь от первого осознания безграничности человека до выхода в космос, где и уперлись в стену пустоты. Общество потребления, как самый последний этап развития европейской культуры, кажется уже злой пародией на идеалы гуманизма и прогресса, но является их логическим завершением. Все, что можно было покорить, человек покорил, и создал новый венец творения – механизм по закидыванию вишенок в рот. Освоил iPhone 4? Вот тебе iPhone 4S. И ты не сможешь придумать ничего такого, чего не дало бы тебе общество потребления. Это тем более верно, поскольку именно общество потребления и управляет твоей фантазией: "если у нас нет того, чего вам хотелось, значит вам этого не хотелось". Это закон. То, что человек, который, как говорят, "изменил мир", занимался именно этим – нагляднее всего показывает, на каком этапе мы находимся. Последний этаж, связанный с развитием человека, закрыт, теперь человечество умеет только кушать, и развивается уже не оно, а инфраструктура столовой. Но эта последняя ступень – не ошибка проекта, не иллюзия и не дьявольское наваждение, а логическое и неизбежное следствие самых первых ступенек.

Как и все великие служители европейской культуры Джобс был одновременно творцом нового и могильщиком старого. Как и все они он старался перейти на новый этаж побыстрее. И не его вина, что этот этаж оказался последним. Пожелание Джобса обменять все свои технологии на возможность поговорить с Сократом слишком прозрачно, чтобы его можно было не заметить или не понять. Это обращение к той точке, на которую смотрел Ренессанс в самом своем начале.

P.S. Прочитав очень хорошую колонку М.Ю.Соколова, где говорится, что Джобс продавал свои айфона и айпады как волшебные предметы, доработал формулировку о месте Джобса в европейской культуре:
Джобс первым понял, что в обществе потребления каждое новое открытие - не следствие развития науки и покорения природы, а чудо. Не Science fiction, но Fantasy. Это рожденное идеологией прогресса отрицание прогресса.
Tags: Наука и жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →