mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Парадоксы массовой культуры

platonicus рассуждает о происхождении канона (попутно ссылаясь на свою старую статью "Когда закончился Серебряный век", которую я рекомендую к прочтению). Он исходит в своих рассуждениях из близкого мне, а теперь почти очевидного обстоятельства, что "сами понятия иерархии и канона современной культурой табуируются". Здесь имеется в виду повсеместное распространение убеждения, будто все мнения должны идти в одну цену. Тебе нравится Шостакович, мне – Макаревич, и оба мы молодцы. Вроде бы о том же свидетельствует и появление имен Андропова и Валерия Леонтьева в ответах на опрос Иванова-Петрова о деятелях науки и культуры, которые останутся в памяти человечества через 200 лет.

Однако сейчас мне это утверждение об отрицании современной культурой понятия иерархии показалось неточным. Более того, похоже, я готов прямо сейчас ответить на вопрос, кто формирует канон. Канон в культуре образуется в результате согласия той мизерной части общества, которая проявляет наивысшую информационную активность. Это могут быть проценты или доли процента. Несколько десятков литераторов, несколько тысяч восторженных гимназисток – и вот уж из бледного молодого человека готово то, что мы по сей день называем Блоком. Я вовсе не хочу сказать, что стать знаменитым, и тем более, остаться в веках – легко. Однако "производство" в знаменитые – это определенная процедура, и отступить от нее никому не удавалось. Приведенный Платоником пример из "Доживем до понедельника" только подтверждает это. Историк уже знает, что Баратынского "перевели" в первостепенные, а учительница литературы не знает. То есть после разговора с Тихоновым знает и она, а в лице Тихонова мы видим человека, входящего в круг тех, кто имеет право давать прописку в вечности. Миллион крестьян не устоит перед кучкой гимназисток и парой учителей истории. В этом смысле, да не обидится никто за эту метафору, можно сказать, что Кавказ, в чьем современном фольклоре до сих пор слышны пушкинские и лермонтовские мотивы, был действительно "взят" силами одного полка.

Казалось бы, все это только подтверждает тезис о том, что теперь-то культурная иерархия размывается: массовая культура, куда там Баратынскому. Это так, но я считаю, что понимание работы того механизма, который ведает формированием канона, позволяет сделать важное уточнение, а именно: сам механизм не сломался, не испортился, он находится в рабочем состоянии, просто его захватили совсем другие люди. Почему народ смотрит "Титаник" или мыльные оперы? Да, с одной стороны, они соответствуют самым простым вкусам. Но кто ввел их в канон? Несколько сот журналистов и телевизионщиков, не более того. В этом сочетании массовости производимого продукта с узостью круга производителей – основной парадокс современной культуры. С одной стороны, рекламная и журналистская братия потакает вкусам простого народа, с другой стороны, именно она и предопределяет, какими будут эти вкусы. Современная культура поворачивается к зрителю исключительно жопой, но само право показать свою жопу есть только у тех, кто "рылом вышел". По понятной причине демократичность этой, прости господи, культуры держится, можно сказать, "на штыках".

Новая культурная корпорация гораздо менее открыта, чем та, прежняя. Раньше умение рисовать или сочинять стихи давало человеку своего рода пропуск на нижние этажи этой корпорации, к сотоварищам, которые сами попали туда таким же образом. Теперь же – и в этом, конечно, нельзя не усмотреть веяние времени – условное "здание" культуры захватили профессионалы, которые всю жизнь специализируются не на производстве, а на продаже культуры. Вы, конечно, можете писать плохие стихи или хорошие стихи, но их пригодность к ретрансляции, саму их судьбу определят руководствуясь совсем другими принципами.

Не знаю, есть ли в этом практический смысл, но мне кажется важным помнить, что хоть культура нынче и "массовая", но ведают этой массовостью единицы.
Tags: Наука и жизнь
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments