mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Быстрое время чудес

Многие уже поиздевались по поводу сочинских талисманов - украденного у Чижикова медведя, леопарда, переделанного из персонажа "Кунг-фу панды", и зайки, позаимствованной в коллективном бессознательном офисных секретарш. Меня же этот звериный конфуз привлек тем, что он дает идеальную возможность сравнить творческий потенциал двух эпох. Оппоненты тех, кто считает современность временем жестокого кризиса (если не умирания) культуры, обычно указывают на некорректность сопоставления форм "классического" искусства с нынешними. В самом деле, пусть мир давно не видел великих писателей, художников, поэтов, артистов, философов, скульпторов, режиссеров – зато появляются всякие виртуальности, которые "кошмарней, чем фантазия у Гете". Но вот, пожалуйста, - на площадке дизайна столкнулись два талисмана – чижиковский (1977 год) и не-хочу-даже-знать-чей (2011 г.).


И ведь вся беда в том, что дизайн – это чуть не единственная сфера современной культуры, которая сильно прогрессировала за последние годы. На качественно иной уровень вышли теоретическая база дизайна и его технический инструментарий, во много раз увеличилось и число дизайнеров. Нынешний специалист должен бить выпускника Московского полиграфического образца 1958 года не просто одной левой, а... Что знал Чижиков о 3D, о футуродизайне, о брендинге, об эргономических аспектах и проектировании решений? Что он понимал в креативе? Что можно вообще требовать с человека, не видевшего Фотошопа? А вот поди ж ты.




И так везде. Вспомним "Guerrillero Heroico" Альберто Корды. Вспомним и слова Корды: "Забудь про камеру, забудь про объектив, забудь про все это. Любой четырехдолларовой камерой ты можешь снять лучшую фотографию".

А Павел Барашев, корреспондент "Правды"? В Софии к Гагарину подбежали болгарские пионеры, один из них протянул ему голубя. "Юрий Алексеевич прижал птицу к груди и, не успел я направить на него фотоаппарат, отпустил ее. Голубь улетел. Но увиденный кадр врезался в память", - вспоминал Барашев. В тот же день он уговорил Гагарина позировать. "Целых полчаса я маял Юрия Алексеевича, пока не удался тот кадр... Я счастлив, что этот снимок - Юрий Гагарин с белым голубем в руках - знает теперь весь мир".


Вспомним "Рабочего и колхозницу", Сиднейский оперный театр, "Комбата" ("Политрука") Макса Альперта, сталинские высотки, сценические образы Элвиса Пресли, Мерилин Монро, Битлз. Почему мы узнаем их даже по абрису, по одной детали? Потому что в эти простенькие символы вкладывался огромный смысл. Улыбки олимпийского медвежонка, Гагарина и Мерилин были разными и неповторимыми. Прически Че, Элвиса и Битлз тоже были разными и неповторимыми. За этими внешне едва заметными отличиями стояла грандиозная разница в картинах мира. Казалось бы: голубь в руках Гагарина – прямой наследник голубя Пикассо, в СССР в ту пору был "голубиный бум", за четыре года до барашевского снимка решением Моссовета в Москву специально завозили голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, но на снимке мы видим уже другую символику, библейская история переосмыслена победившим человеческим гением - и посланником мира становится сам Гагарин. А мы уже знаем, что через каких-нибудь пять лет, еще при жизни первого космонавта, такая фотография станет невозможной, но до появления улыбки олимпийского мишки, до того понимания, которое внезапно накроет страну при словах: "На трибунах становится тише, тает быстрое время чудес. До свиданья, наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказочный лес", останется еще много времени. Сейчас эти и другие смыслы выветрились, а новых нет. Картинки стали просто картинками. Все настолько пустое, что порой не понятно, зачем оно вообще существует.

Tags: Замечания
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →