mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Лингвистика высоких энергий

Информация, которую вы сейчас узнаете, настолько революционна, что автор смиренно просит любезных читателей извинить ему некоторую развязность лексики, которой он пытается, возможно, несколько неумело, а оттого - агрессивно, скрыть свою робость перед строгими знатоками грамматики.

Корень, как известно, несет лексическое значение слова (или основную часть этого значения) и имеется в каждом слове. А вот и х.

Если рассмотреть слова "х&ячить" и "п&здячить", то несложно обнаружить, что они образованы неправильно, так, будто корень оканчивается на "к" (ср. "рыбачить" – "чудачить" – "ишачить" – "батрачить"). Можно подумать, что "х&ячить" и "п&здячить" произведены от соответствующих корней сразу двумя суффиксами – "-ак" и "-и-ть" (как если бы "чудачить" происходило прямиком от "чуда", минуя "чудака"). Неудовлетворительность такого объяснения довольно очевидна, тем более, что промежуточных существительных *х&як и *п&здяк и вовсе не существует. Однако ситуация выглядит более простой, если обратить внимание на то, что "х&ячить" и "п&здячить" передают примерно один и тот же смысл продолжительного действия, такой же, как в словах "батрачить" и "ишачить". Но в отличие от " ишачить" и прочих слов этого типа (с суффиксом -и-ть) тип "х&ячить" не имеет связи с мотивирующим именем существительным. Иными словами, для образования "х&ячить" берется (в лингвистике такого термина нет, поскольку до сей поры он не был нужен) "минусовка", то есть шкурка, несущая некоторый смысл (не будем педантами, это не "-ак" и "-и-ть", а готовое "-ачить") и уже в эту шкурку вставляется "х&й" или иное подходящее слово.

И вот здесь выясняется, что эта "минусовка" (так в звукозаписи называют фонограмму без голоса исполнителя или какого-то инструмента) является в таком словообразовании более определяющим элементом, чем корень. Если "рыбачить", "хомячить" и "косячить" – разные слова, то весь ряд "п&здячить – х&ячить – херачить – хреначить – фигачить" представляет собой по сути разные формы одного слова, где корень выступает в роли формообразующей единицы, передающей готовность говорящего шокировать слушателей. Человек, произносящий "хреначить", там где можно было сказать "х&ячить", сообщает тем самым о себе очень важную информацию (что же можно сказать о человеке, который решительно употребит "п&здячить" в ситуации, допускающей диапазон от "фигачить" до "херачить"!)

Возьмите ряд "п&здец – звездец" – и видите тот же самый случай, когда в готовую "минусовку" подставляется нужный корень. Именно "минусовка", а не корень определяет в этих примерах основной смысл слова. Человек, владеющий русским, услышав впервые слова "шандец" или "трындец", сразу понимает, что они означают именно "п&здец" с дополнительным смыслом, который может быть передан примерно как "я стесняюсь в выражениях, но не в оценках".
Возьмите прекрасный ряд "е&ануться – п&здануться – долбануться – звездануться"- там то же самое.

Отмечу, что изменяемые морфемы берутся не по правилам словообразования (см. выше про "х&ячить" и "п&здячить"). Объясняется это, видимо, тем "речевым давлением", которое испытывает матерная лексика. Постепенного усваивания суффиксов просто не происходит из-за недостатка времени: слово уходит к нетерпеливому народу неготовым. Возьмите, например, изящный псевдо-циркумфикс (аффикс, окружающий корень с двух сторон) в ряду "осточертеть (насточертеть) – остоп&здеть – насто&бенить (осто&бенить)". Между прочим, этот ряд содержит пример и на использование "минусовок" в литературной речи, когда осточертеть заменялось на неуклюжее, но корректное с церковной точки зрения "остонадоесть". Разумеется, эти явления есть и в литературном языке, но мат, подобно частицам высокой энергии, позволяет заметить то, чего не увидишь в мире обычных неповоротливых слов. В результате соударение возникают даже слова-фантомы, живущие только пока звучит то слово, по чьей "минусовке" они были образованы – "шарики-х&ярики". Но сам принцип словообразования с "минусовкой" остается неизменным. Матерное слово подобно джокеру принимает любые значения, и определить текущее помогает как раз "минусовка".

Подведем итог: матерная лексика зачастую используется при необычном способе словообразования с "минусовкой", под которой подразумевается псевдоаффикс, то есть взятая зачастую против всех правил цепочка примыкающих к корню морфем. При этом матерный корень зачастую выступает в роли аффикса, а аффиксальная часть принимает на себя основное значение. Не "имеет" значение, а именно "принимает", поскольку "минусовка" получает отдельный смысл, становится так сказать вместо корня, только в тех случаях, когда у слушателя сформировано ожидание матерного корня или иной обсценной лексики. Впрочем, с этим у нас, к счастью, проблем нет и не предвидится.
Tags: Наука и жизнь
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →