mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Историческая преемственность или Не у того барина, так у соседа

"И когда я увидел израненных, ни в чем не повинных людей, которые были избиты только потому, что у них другой цвет лица и другая внешность, и когда понимаешь, что это совершенно добропорядочные, добрые люди, которые бок о бок живут с нами, то, конечно, горько и стыдно за то, что происходит. Но одновременно понимаешь, что они пали жертвой в том числе и действий этнических радикальных групп, которые сегодня существуют в диаспоре и провоцируют, еще раз хочу сказать, провоцируют разрушение межэтнического, межнационального мира".
Патриарх Кирилл. Комментарий журналистам по поводу беспорядков на Манежной площади. 14 декабря 2010.


"Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа".
Александр Блок. Интеллигенция и революция. 9 января 1918.

Если б проводили ЧМ по наступанию на грабли, мы б всех порвали на хрен.

P.S. Досадно, но придется объяснить, что здесь смешного. Есть такое понятие – "объективное вменение", когда человека наказывают не потому, что он виноват, а потому, что "так надо". То есть ты можешь быть хорошим человеком, но классовым врагом – распишись и встань к стенке. В нашей истории наиболее скандальной апологией этого принципа стала статья Блока "Интеллигенция и революция", где он объяснял (прежде всего самому себе) почему очевидно хороших людей можно грабить и убивать. Один из самых неуклюжих, но запоминающихся в силу своей поэтической образности пассажей блоковской статьи посвящен как раз тому, как "ожиревшие попы" торговали водкой. Блок не знал, что через двадцать лет в стране останется всего сотня храмов, а священнослужителей перестреляют столько, что сказать страшно. К слову, даже среди моих читателей есть несколько человек, чьи родственники были репрессированы именно по этой линии. Через некоторое время игры с объективным вменением стали затихать, было сказано, что "сын за отца не отвечает", а потом подобные штуки и вовсе исчезли из нашей жизни. Кирилл, говоря, об ответственности избитых кавказцев за грехи всего их землячества, не просто апеллирует к страшному анахронизму, но и аккуратно воспроизводит ту конструкцию, которая известна нам именно по антиклерикальному пассажу статьи Блока. Почему и зачем – не спрашивайте. Видимо, и до него дотянулся проклятый постмодерн. Но в любом случае, тут не просто грабли, а грабли, ударившие точно в глаз.
Tags: Политика
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 127 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →