mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Между двумя парадами

Я когда-то обещал написать о сходстве между этическими схемами Гутника и Джеркова*. Это сходство ярко проявилось теперь в их нападках на Егора Бычкова, получившего во вторник 3,5 года колонии строгого режима за то, что удерживал в реабилитационном центре наркоманов, которых к нему привозили отчаявшиеся родители. Любому нормальному человеку (здесь: тому, чье мировосприятие и жизненная позиция находятся в пределах нормы) ясно, что Бычков делал работу, которую ленилось делать коррумпированное государство, при этом обходил закон принципиально и исключительно ради благой цели. Методы Егора могут показаться слишком жесткими (кому-то даже – преступно жесткими), но благородство его целей сомнений не вызывает. В том, что в ликвидации тагильского Центра и посадка Бычкова были более всего заинтересованы наркоторговцы и кормившиеся с крышевания их бизнеса силовики, сомневаться глупо. Для малой части общества работа Бычкова представляла серьезную угрозу, для большей части – была исключительно полезной. Обе эти позиции понятны и находятся в пределах нормы. Однако исход борьбы решили защитники не чьей-то выгоды (общества или же наркоторговцев), а абстрактных принципов.

Здесь мы и переходим к разговору об отклонениях от нормы. Беда Бычкова в том, что в пострадавших, а лучше сказать – обиженных - оказались два субъекта: закон и государство. На первый молится Джерков, на второй – Гутник.

Для столь непохожих людей, как брутальный Гутник и сверхлиберальный Джерков, Бычков оказывается не просто преступником, а идейным врагом. Почему так происходит? В чем схожи тот, кто, работая опером, выбрасывал стул, если на нем посидел "опущенный" уголовник, и тот, кто не упускает случая, чтобы защитить права сексуальных меньшинств? Тот, кто долгое время щеголял портретом Берии на юзерпике - с тем, для кого правозащитник всегда прав в диалоге с государством?
Я не случайно сравнил с религией отношение такого типа людей к государству и закону. Для Джеркова и его союзников мораль полностью подменена законом. Необходимость подчиниться закону кажется этим людям не неизбежной уступкой злу ради конечного торжества добра, а самодостаточным требованием, моральным абсолютом. В их понимании не закон существует ради нас, а мы ради закона. Но это не dura lex sed lex, это даже не pereat mundus et fiat justitia, в которых речь идет всего лишь о том, что лучше потерпеть шероховатость закона, чем позволить каждому искривлять его на свой лад (см. также "Похвальное слово коррупции или Век Митволя не видать"). Нет, вопрос о нарушении плохого закона ради благой цели им попросту непонятен, поскольку они вовсе не знают ничего более благого, чем закон. "Ведь мы же вправе связать человека, который хочет выпрыгнуть из окна?", - спрашивают сторонников Джеркова. Вправе, отвечают они, но если сразу после этого вызовете профессиональных медиков, а иначе получится уже нарушение закона. У Гутника такое же отношение к государству, как у Джеркова к закону. "Милиция должна служить не народу, а государству", - говорит он (здесь и далее цитирую по памяти). Фоторепортаж о впечатляющем военном параде в Пекине Гутник сопровождает комментарием: "наше украденное будущее", а человеку, чей прадед был расстрелян большевиками, замечает, что расстрел был справедливым: "вы же сами говорили, что прадед ненавидел советскую власть, так какие могут быть вопросы?".

В этом месте смыкаются правый и левый фланги. Мощный маскулинный этатизм Гутника сходится с представленным у Джеркова курсом на защиту меньшинств в том, что человек – пыль, мусор, даже не червь, что никакие человеческие чувства ничего не стоят. Человеку полностью отказывают в праве иметь какое-то свое мнение о добре и зле. Конечно, ментальность условного "Гутника" и условного "Джеркова" являются продуктом постиндустриального общества. Служение идеям при жуткой редукции обычной человеческой морали. Парады бронетехники – с одной стороны и гей-парады – с другой, а идут к одной цели. На эту тему можно было бы придумать немало хороших шуток, но что-то не хочется.

*Подумав, добавлю, что сами по себе gutnik_real и yakov_a_jerkov - очень цельные натуры и, в своей системе ценностей, честные и принципиальные люди. Упоминаю об этом потому, что мы зачастую считаем, будто оппонент видит мир так же как мы, но хитрит, подличает и т.п. Мне бы хотелось, чтобы противники "Гутника" и "Джеркова" видели в них именно представителей определенных идеалов, а не "недо-демократа" и "недо-патриота" соответственно.
Tags: Рассуждения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 177 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →