mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Categories:

Мама тролль

К сказанному мной о способности современного общества эффективно отключать милосердие по отношению к каким-то категориям людей подоспел и хороший пример. Я имею в виду процитированный уже несколькими уважаемыми людьми рассказ _raido о том, как скептически настроенная к религии мамаша водила свою уверовавшую семилетнюю дочь в церковь:

"Идут впереди меня по дорожке - так понимаю, у девочки была исповедь, едва ли не первая. И мама ехидно так спрашивает: "А как ты Мишин фломастер потеряла, рассказала? А как с Таней подралась? А как от меня в магазине убежала?" И девочка на все отвечает - да, рассказала, и это, и это.
Мама так же ехидно: И что, Бог тебе простил?
Девочка в ответ убежденно: Простил.
Мама все так же, но с обиженной ноткой: А вот я - не простила.
Девочка - с редко бывающей у детей теплотой в голосе - "Я у тебя еще прощения попрошу, и еще. Ты же не Бог..."
Когда я их обогнала и обернулась, то увидела, как выглядит тролль, сломавший зуб".

Очень многие из прочитавших рассказ с удовольствием противопоставили умную девочку глупой мамаше. Но что у нас есть для того, чтобы так судить? Девочка, насколько можно понять, перечисляла священнику не грехи (много ли она знает о грехе?), а те проступки, за которые ее ругала мама aka тролль, и должна была бы прежде всего искать прощения у матери. Теперь же получается, что прощение за драку с Таней или потерянный фломастер она будет получать в другом, более статусном месте. Никто из восхитившихся этой историей читателей не учел то очевидное обстоятельство, что о вере семилетнего ребенка говорить рано. Вот когда она сама лет через двадцать поведет куда-нибудь свою дочь, протискиваясь между занявшими полтротуара машинами и думая о зарплате мужа, старом пальто, взносах в школу и результатах анализов с Каширки (дай Бог, конечно, чтобы не) – тогда можно будет поговорить о ее духовности, а заодно о том, как выглядит тролль, сломавший зуб.

Но дело не в маме и не в дочке (замечательной дочке, дай бог здоровья). Дело в читателях. Что происходит с читателями этой истории про исповедь? В их головах происходит назначение объектов для любви и ненависти. "Увидела, как выглядит тролль, сломавший зуб" – какое глубокое удовлетворение в этих словах! Мы этого не замечаем, не замечаем, как, повинуясь программе, нашептывающей: "злу должно стать плохо", радуемся несчастью того, кого только что сами же назначили носителем зла. Нам хочется чтобы чужой ребенок восторжествовал над чужой мамашей. Нам хочется прочитать такую историю, в которой ребенок будет чист душой, умен и красив, а мамаша – ну тролль, сломавший зуб, ногой бы ей еще, чтобы не мешала любоваться ребеночком.

Строго говоря, конечно, мамаша тут уже – не мамаша, а ребеночек – не ребеночек. Образуются два объекта – одному присваивается значение "Добро", другому "Зло", после чего работа идет уже с ними. Это уже не то умиление детьми, которое возникло в европейской культуре XIX века. Это типичный ход постмодернистской этики, не естественное развитие нравственности, а переработка ее в эмоции с последующей канализацией по удобным для социума направлениям. Если раньше мы ЕЩЕ не понимали, что женщина, ребенок или представитель другой расы – тоже люди, то теперь УЖЕ не понимаем, что люди равны.
Весь этот эпизод с читательским поруганием чужих родителей восходит к истории с героизацией Павлика Морозова и находится в родственных отношениях со столь нелюбимой нашими православными традиционалистами западной политикой в области прав ребенка. Вот что самое интересное. Постмодерн проник повсюду, увы. Мы сейчас пожинаем плоды той программы, которая, начав некогда войну с любыми ограничениями человеческой воли, уже через несколько веков привела к обесцениванию всего человеческого. Забавно, что мы, с радостью поставившие незнакомую женщину ниже ее дочери, сами уподобились одному из известнейших в истории троллей – борцу за всеобщее равенство медведю Атта Троллю, с его "Люди! Чем вы лучше нас?". Впрочем,

"Я не стану сообщать вам,
Как еще медведь-философ
В жажде равенства безумной
Клеветал на человека.

Я ведь сам в конце концов
Человек, и не к лицу мне
Повторять пустые бредни,
Наглые в конечном счете.

Да, я человек, я тоже
Лучше прочих позвоночных;
И сословных интересов
Предавать не собираюсь.

И в борьбе с другим зверьем
Свято защищать я буду
Человечество, святое
Человеческое право".
Tags: Рассуждения, Этика и т.п.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →