mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Мелкомягкий национализм

Ознакомился с видеозаписью Крылова, чтобы послушать, как он произнесет свое знаменитое "мягкие". Оказалось – ровно.

В наше время, когда постмодерн поразил тело всей культуры, смешение пафосного с ироническим уже не должно удивлять. Против матерых постмодернистов из арт-группы "Война" выступают православные хоругвеносцы, на фоне которых бледнеют иллюстрации Билибина и шедевры псевдорусской архитектуры. Главный идеолог Кремля устраивает перформансы, которые заставляют уже "Войну" бессильно разводить руками. Кукла делает куклу, симулякр. Ирония над идеалом жестко противопоставляется любой серьезности. Это прописные истины, и я не стал бы их повторять, если бы в лице Крылова мы не видели интереснейший тип националистического постмодерна.

Национализм – такая же неотделимая от серьезности вещь, как и патриотизм, как и любая идеология, которая превозносит какое-то явление, ставит его на вершину. Идеал не выносит иронии. Это обстоятельство всегда делает идеалистов такими уязвимыми для насмешек. Неслучайно критика идеалистов всегда была направлена против их опьянения собственными идеалами. Разумеется, идеалисты и сами могут пошутить над собой, в своем кругу, но нельзя представить влюбленного – в женщину ли, страну, народ или в Бога – который бы вовсе не умел говорить об объекте своей любви без иронии.

Крылов – не умеет. Его пафос безнадежно разжижен компотом постмодернизма. Если патриотическая тематика обычно обращается к метафорам твердости, то у Крылова – наоборот, сплошное "мягкий", "мягонький", "самая мякотка" и даже "маточка" и "писечка". Сначала я думал, что Крылов пытается создать контрастный фон, чтобы изобразить на нем чистоту русского народа, для того и окунает кисть в помои. И все бы ничего, но помоев оказывается столько, что смотреть на картину можно только зажав нос. Но Крылов слишком талантлив, чтобы можно было списать производимый его картинами эффект на отсутствие мастерства.

Почему в своей программной статье "Сбыча мечт" Крылов представляет Россию как "небесный архетип Чебуречной" и перенасыщает текст деталями и словечками, призванными вызвать у читателя ощущение легкой тошноты – "нямки", "вкусняшки", "какашечный" цвет мыла? Персонажи Крылова говорят "отрывая жадный рот от недоеденного чебурека" или "отжевывая чебуреку мясное место". Зачем автор заставляет читателя глядеть туда, где взгляду обычного человека неловко? Не прямо – в тонкости Крылову не откажешь – но прочно привязывает он внимание читателя к ротовой полости, экскрементам и гениталиям. Можно было бы понять, если бы все "писечки" и "мякотки" использовались по отношению к врагам, но нет – и о своем идеале Крылов пишет так же.

Главным у Крылова становится, как это ни странно, не мысль, а то, как она подается. По степени мрачной извращенности эстетика Крылова довольно близка эстетике Суркова, зафиксированной для потомков в книжке "Натана Дубовицкого". Это стилистическое оформление – основная черта философии Крылова, как он сам бы выразился – ее мякотка. Не бифтекс, но пищевая добавка, превращающая изделие химической промышленности во что-то съедобное, как сказал бы Крылов – во вкусняшку.

Русская культура и русское мироощущение всегда поражали не какими-то конкретными идеями (уж во вторичности когда только Россию не обвиняли), а амплитудой чувств. Любая завалящая в Европе идейка в России начинала звучать как скрипка. Когда этого нет, остаются лишь завезенные идеи. Глянцевая политкорректность, модернизация с красивыми кнопочками. Весь современный русский национализм – от иронии Крылова до вычурной чувственности хоругвеносцев или Холмогорова - это тоже своего рода импорт западных идей, но не хай-тек, а так – типа вывоза трикотажа и золотых цепочек из Турции в "идеальную Чебуречную".
Tags: Политика, Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments