mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Category:

Чужая беда

salery на примере киргизских событий пишет об известном феномене избирательного милосердия, проявляемого цивилизованным человеком: "Помню, пару лет назад все носились с какой-то "таджикской девочкой", то ли убиенной, то ли не совсем где-то в городе на Неве. За слезу этой самой девочки готовы были упразднить государство российское. Узбекские девочки слез пролили явно больше, но никого тем особо не впечатлили. Не думаю, впрочем, чтобы таджики у этой публики ценились сильно выше узбеков, дело, конечно, в том – кто и где эти слезы вышибает".

На мой взгляд, это противоречие нельзя объяснить, пока мы не поймем, в каком именно направлении распространяется милосердие цивилизованного общества.

Слыша о чужих бедствиях, цивилизованный человек видит не собственно чужие несчастья, а отражение своих проблем в чужих сюжетах. Культурный механизм работает настолько эффективно, что мы этого не замечаем, но это так. Ничего удивительного в этом нет: читая о любви соловья к розе, мы думаем ни в коем случае не о проблемах пернатых, а о силе и нюансах человеческого чувства. В случае с нападением скинхедов на таджикскую девочку культурный человек ужасается не смерти чужого ребенка, а росту агрессии, который происходит непосредственно в его части социума. Не слезинка ребенка поражает его чувства, а оскаленные пасти нападающих, этим объясняется столь бурная реакция общества на смерть Хуршеды Султановой. По этой же причине гибель почти двух сотен узбеков остается для обывателя таким же внешним событием, как наводнение в Бразилии или падение самолета в Уганде.

Это может показаться циничным, но это так, ошибки нет. Актуальный социум цивилизованного человека очень узок. В него входят те, кто может передавать свои чувства в соответствующих культурных кодах, то есть не "народ", не население бедных стран, а люди соответствующего реципиенту круга. Для того, чтобы внешние для общества чувства были восприняты им как свои, их надо ввести в зону восприятия общества, снабдив нужным культурным контекстом. Видеоряд, глоссарий и культурные реминисценции должны соответствовать. По этой причине крестьяне и жители Кавказа, когда русская литература ставила вопрос об их равенстве, временно "овладели" языком и понятийным набором образованных петербуржцев. Тем же языком через полтора-два века будут написаны сочинения чеченских третьеклассников в статье Анны Политковской, которая вообще была лучшим и, пожалуй, уникальным специалистом по внесению чужеродного материала в привычный обществу контекст. Но в целом воспринимать чужую боль как свою социум не умеет. Представьте себе, что умел бы – после чтения утренних газет мы бы рыдали до вечера.

Трансляция информации из внешнего круга в узкий круг цивилизации осуществляется за счет механизмов социального реагирования, они сейчас, в эпоху глобализации, очень активно складываются и развиваются – мода на благотворительность (благотворительность становится признаком принадлежности к элите), ориентация СМИ на чувства (гламурный сентиментализм), все эти вещи выполняют важную роль, но не надо забывать, что это всего лишь механизмы.
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →