mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Мыслимое ли дело

"А ведь уходит этот русский язык, на котором говорили в моем детстве. Никто уже не обзывается "дубиной стоеросовой" и "чувырлой"", - пишет vivian_del_rio. У меня ощущение (которое порой значит для опыта больше, чем знание), что русский язык уходит, возникло не так уж давно – когда один из телеперсонажей, охранник СИЗО, произнес: "мыслимое ли дело!". Такое знакомое, простое донельзя словечко, но, услышав его, я вдруг ясно увидел его избыточность и неуместность для описания нынешней реальности, границы которой заданы словами "жесть" и "блин".

Последнее слово наверняка напомнит многим другое распространенное слово и заставит сделать скоропалительный вывод о том, что качество живой русской речи не изменилось. Но именно эта аналогия и показывает, что именно изменилось и насколько кардинально. В моей школе ученики матерились довольно много. Но мне запомнился особенный случай, когда Леша Ч. использовал то самое слово для описания мысли. И тогда, сказал Леша, я подумал: "Бля-я-я!". Это было очень смешно, я запомнил этот прием и с неизменным успехом использовал его уже в студенческие годы, потому что всем слушателям, даже тем, кто ставил "бля" через слово, была очевидна невозможность такого описания мысли. Теперь это вряд ли будет смешным: на улицах или в сериале "Школа" (мутном зеркале нашей кривой действительности) с помощью "блииин" и "жесть" ученики и учителя ухитряются перечислить все способы своего взаимодействия с действительностью.

"Блин" или "жесть" лучше соответствуют монологу карамзинской Лизы "Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!"? Или этому: "Мне нельзя жить,- думала Лиза,- нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!"? Подойдет и то и другое – в горе ли, в радости - теперь уж разницы нет.

Человек может увеличивать и уменьшать площадь своего соприкосновения с реальностью. Уменьшение этой площади сокращает и количество доступных человеку возможностей, превращая его в узкоспециализированное орудие, со всеми последствиями для эволюции социума. Все чаще приходится отмечать, что люди, неспособные формулировать свои мысли или сколь-либо связно изложить чужие, прекрасно способны запоминать информацию, связанную с ценами и менеджерскими инструкциями. При этом они зачастую не могут осмыслить, т.е. не "понимают" в привычном нам смысле этого слова, поступающую информацию, зато умеют на нее реагировать – быстро, просто и эффективно. Это очень интересное явление, когда человек тормозится на детском уровне развития и начинает реагировать на составляющие второй сигнальной системы по тому типу реакций, который характерен для первой. Нажали на кнопочку – и началось слюноотделение, защелкали кассы, зашуршали колеса элегантных машин, и пошел 18-летний подросток, не способный построить фразу длиннее пяти слов, рассуждать о кредитах, скидках и рынке недвижимости.
Tags: Рассуждения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments