mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Кот, кошка и хорек, наскучив сухим кормом, просят мяса, ходят кругами и поглядывают искоса, высоко задирая головы.
Забавно, послушав за один день дуэт котов Россини и вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии" Шостаковича, встретить их потом рядышком в чьем-то плэйлисте на Ютьюбе.

Кошачьи экзерсисы Россини очень хорошо показывают пародийную сущность его творчества. Еще проще заметить это так: прослушать некоторое количество любых симфонических отрывков из Гайдна и Моцарта (Крайса, Непомука или Враницких – без разницы), а потом без перерыва поставить выходную арию Фигаро ("Largo al factotum"). Возникает ощущение, что Россини, признанный чемпион в легкости и скорости письма, брал основные принципы тогдашней композиции, утрировал их для большей доходчивости и тотчас пускал в ход. Получалось не эстетично, зато дешево, надежно и практично. Самое ужасное, что после такой подделки уже невозможно было слушать "настоящие" мелодии, вдохновившие мастера или, если угодно, короля халтурщиков. Он будто хотел показать, что для него выдать в одной мелодии основное, что есть в музыкальном классицизме - как два пальца о ближайший палаццо.

В мелодиях Россини весь классицизм выражен так же явно и так же обманно, как в матрешках выражается квинтэссенция всего русского. Но именно они и остаются в истории.
Россини снял все сливки с классицизма и обнаружил, что сочиняет уже пародию на оставшуюся в ведре мутноватую водицу. Тогда он бросил сочинительство. Наступало время свежей крови, реки которой вдохновляли многих, но не Россини.

***


Зара Долуханова, оставшаяся для советского зрителя главной исполнительницей Золушки в одноименной опере Россини, несмотря на все свои таланты, в 26 лет оставила театр ради камерного пения. Как ни крути, но опера подчиняет певческий голос принципу "а-ля у-лю привет рулю", что хорошо понимали, например, немцы. Уйдя из театра, Долуханова получила возможность исполнять в свое удовольствие Баха, Генделя, Стравинского, Пуленка или Таривердиева на стихи Ахмадулиной и Мартынова, или вот, например, еврейский цикл Шостаковича, который временно утративший политическое чутье композитор сочинил аж в 48 году. Удивительно несовпадение текста и мелодии в рассказе еврейской девушки о том, как она счастлива в колхозе. Очень интересный цикл, не красивый, а именно интересный.

Мелодичная музыка превращает некрасивое в красивое, за "ти" рано или поздно последует "та", разрешая проблемы твоего слуха и разума. Дисгармоничная музыка создает тебе эти проблемы и не дает их решить до последней ноты. И если будешь сидеть тихо, то успеешь разглядеть, как твое "Я" борется с мелодией, пытаясь спрямить ее под себя, а если очень повезет, то сможешь понять, зачем оно это делает.

Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments