mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Categories:

Мир как анекдот

У многих появляется желание самоутвердиться за счет великих. Это ж какую внутреннюю свободу, какую самостоятельность мышления надо иметь, чтобы вот так, наперекор общему мнению… Да никакой. Попробовал не любить Зыкину и – надо же - получилось! Попробовал сказать, что вся культура прошлая – ничто, сказал – и никто по попе не отшлепал. Но только смысл такие акции сохраняют не дольше, чем сохраняется память о тех временах, когда шлепали.

Отношение к Зыкиной - это вообще не вопрос уровня "нравится - не нравится", это важная часть похорон русской культуры. Брежнева почти никто не любил, но в день его смерти ни у кого не было сомнений в том, что ушла эпоха.

Дело в том, что после ее исполнения (некоторые даже ставили это певице в вину) русская народная песня превратилась в песню Зыкиной. И сейчас умерла не просто исполнительница, а человек, с которым целиком ассоциировался этот важнейший для самоидентификации русской культуры пласт. Вспомним Солженицына – при самом разном к нему отношении абсолютно ясно было, что другого столь значимого для нашей истории деятеля культуры не будет как минимум несколько десятилетий. Не будет писателя, про которого любой иностранец скажет: "а, знаю". Не потому не будет, что "молодые - дерьмо, а при социализме и девки охотней давали", а потому что объективные условия, произведшие Солженицына (конкретная историческая трагедия, высочайшее внимание к слову, литературная традиция наконец), теперь отсутствуют полностью. Я не настаиваю на том, что та культура была хороша, но она была огромна, много больше, чем теперь. И она уходит, фактически завершая изрядно подзатянувшийся период, начатый еще Пушкиным. Когда умер Солженицын, некоторые прикидывали, кто еще у нас остался такой, из краеугольных. И называли Зыкину.

Еще раз: Зыкину не обязательно любить. Но надо чувствовать масштаб. Понимать относительную размерность самого себя в масштабе времени.

Знание этой размерности учит уважительному отношению. Учит отходить с почтительным "О!" от тех вершин, до понимания которых ты не дорос, а не царапать на них "Киса и Ося здесь были". Так сохраняется и передается культура. Без этого знания все непонятное или ненужное объявляется недействительным, служа в лучшем случае для самоутверждения, в худшем – ни для чего.

К сожалению, человек, родившийся на просторах бывшего СССР, входя в случайное соприкосновение с Вечностью, чувствует себя таким же повелителем времени, как расшалившийся турист – повелителем пространства. Это не метафора, а точное сравнение. Только вчера в одной подзамочной записи рассказывалось о русских туристах, пустивших своего ребенка попрыгать на кресле в средневековом французском замке.

Это стремление натянуть на себя историю как безразмерные плавки характерно для людей самого разного уровня образованности, самых разных политических убеждений. Оно само уже стало важнейшим элементом нашей "культуры". Иртеньевское "Какое время было, блин! Какие люди были, что ты! О них не сложено былин, зато остались анекдоты" сказано метко и по делу, но оно разрушает масштаб, превращая историю в анекдот, а любого произносящего эту своеобразную магическую формулу - в творца такой истории-анекдота.

Но в такой трансформации есть и своя жесткая логика. Каждый сам себе выбирает масштаб. Слушаешь дыхание истории – и мир вокруг тебя становится храмом. Мнишь себя творцом истории – и живешь в анекдоте.
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 214 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →