mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Царь природы и его дети

Обещал рассказать, в чем причина инфантилизации общества.

Сначала надо дать определение самой инфантилизации. Инфантилизация – это ставший заметным во второй половине и особенно в конце XX века процесс неуклонного снижения возраста, к которому человек получает сумму знаний, необходимую для ориентирования в жизни. Процесс не ограничивается количественными изменениями - молодые люди не только получают необходимые им знания раньше, чем это было с их родителями, но и не успевают приобрести навыки, считавшиеся прежде обязательными.

Этот процесс нельзя свести и к простому изменению набора обязательных для взрослого знаний и умений. Обычное взросление подразумевало не только приобретение определенных навыков, но и утрату специфических для детского возраста черт. При инфантилизации такой утраты не происходит, поэтому "участники" процесса выглядят не просто другими, а именно детьми.

Более раннее усвоение индивидуумом обязательных для взрослой жизни знаний приводит не к увеличению, а к сокращению сроков обучения. По этой причине процесс инфантилизации не становится катализатором ускоренного развития человека. Условно говоря, вундеркиндов становится больше, но они не превращаются со временем в гениев.

Люди с инфантильными чертами в поведении стали массово появляться в условиях постиндустриального общества, когда гендерная и возрастная иерархия почти утратили свою ценность. Однако вряд ли возможно говорить о какой-то одной причине инфантилизации. Этот процесс слишком сильно связан с другими и не может быть полностью отделен от того, что происходило в западной цивилизации в период Нового и Новейшего времени. В частности, инфантилизация связана с процессами в следующих сферах:
- в экономической, где происходит превращение ребенка в мощнейшего потребителя, а детства – в наиболее перспективный рынок;
- в социальной, где развивается юридическая и база и механизмы для элиминирования роли родителей в воспитании детей;
- в информационной, где родители, с одной стороны, перестают справляться с ролью "фильтров" получаемой детьми из внешних источников информации, с другой – не могут сами оставаться для детей полноценным информационным источником и перестают быть для них образцом для подражания и объектом последующего преодоления.

Функции родителей, таким образом, берут на себя три не координируемых процесса: мама – экономика, папа – социум, нянька - информационное пространство. Этот процесс неостановим и совершенно не зависит от чьей-либо воли.

Главной проблемой, возникающей в связи с процессом инфантилизации, является проблема кардинальной смены традиции, а именно - переход в "ученики" к учителю не являющемуся частью человеческого общества. Учителем становится поле рассеянной информации, то есть продукт человеческой деятельности, а не представитель рода человеческого. Человек перестает быть царем природы.

Отсюда возникает и главное противоречие, которому в ближайшее время суждено стать едва ли не основным для человечества: столкновение человеческого и внечеловеческого в человеке и обществе (кстати, споры о клонировании или недавний "Разговор о людоедстве" - лишь первый эскиз той картины, которая скоро возникнет перед нами в цвете). Главным практическим следствием этого противоречия является невозможность полностью формализовать человеческий опыт, а следовательно – передать его минуя человека-посредника.

Значительная часть этого опыта, конечно, никогда и не пригодится тем, кто живет в столь быстро меняющемся мире. Но есть еще и моральные ценности, понятия о хорошем и дурном, которые недоказуемы по определению и могут быть переданы только директивно - с помощью шкалы приоритетов, связывающей ум с возрастом. Поколения становятся "короткими" и не успевают восполнить дефицит недополученных этических "сдерживателей" своими собственными.
Поэтому ближайшим итогом процесса инфантилизации будет сильнейшее отставание психологического и нравственного взросления от социально-правового. Оценить последствия такого отставания, разумеется, невозможно. Кому-то придет на ум Апокалипсис, кто-то припомнит "пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Лк 18:16). Но и переоценить масштаб события невозможно. Это будет реально другое человечество.

Из того, что я об этом писал раньше:
"Детям - мороженое, бабе - цветы".

"Революция эволюции".

"Стереотипы "взрослого" поведения".

"Пропал калабуховский дом".

"Поколение родителей и учителей"
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →