mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Как стать писателем или Как не стать ботаником

kleo гениально сформулировала два критерия для отличения настоящего писателя от ненастоящего. Настоящий писатель, по ее словам, всегда может, во-первых, сделать встретившегося ему в жизни человека героем своего романа, и во-вторых, - посмотреть на мир глазами встретившегося ему человека как своего героя.

Мне в этой связи кажутся интересными два аспекта. Теория писательской эмпатии позволяет понять, чем нам так не нравятся те проявления авторской нелюбви, когда писатель забывает о необходимости измерять происходящее масштабами вечности. Речь даже не о том мутном потоке жалоб на жизнь, который течет по страницам российской прозы с конца 80-х. Начиналось все с того, что писатели увлеклись преходящим и стали забывать о той дистанции между жизнью и жанром, которая отгораживает кусок действительности, превращая его тем самым в искусство. В свое время меня коробило то, что Искандер и Конецкий объясняли свои метафоры и шутки. Их манера чем-то напоминала поведение артиста, прикрывающего недостатки своего мастерства прямым контактом со зрителем (не путать с жестким и очень сложным жанром обращений к читателю, особенно распространенным в литературе 18 века). Конечно, Искандер и Конецкий писали хорошо, но лиха беда начало или, как сформулировал Платоник один из главных моих культурологических принципов, - все прекрасно в первом поколении.
Могу добавить: сам я считаю для себя невозможным писать художественные тексты, поскольку эмаптия мне совершенно не свойственна. "Взявшись за перо" я всякий раз с ужасом обнаруживал, что не смогу изобразить никого, кроме самого себя.

Кроме того, принцип обязательной эмпатии перекликается с моими наблюдениями за некоторыми процессами в современной культуре. На протяжении последних десятилетий труд постепенно уходил из искусства. Я замечал, что современные писатели утрачивают способность видеть мир чужими глазами. То же можно сказать и об актерах, которые примерно с середины 60-х годов начали изображать самих себя. Начал этот процесс гениальный Андрей Миронов, потом появились мюзиклы, фильмы Марка Захарова. Новое время требовало новых артистов – Ширвиндта, Александра Абдулова, Боярского, а затем и Харатьяна. Распространился жанр актерской песни, люди искусства начали постепенно мигрировать в сериалы и телешоу. Артисты, художники, писатели, наскучив познанием жизни, перешли к познанию самих себя, а под конец утратили интерес и способность к творчеству.

А ведь как подумаешь, сколько всего должен был уметь актер, писатель или художник старой школы… Кому нужны такие трудозатраты? Как было сформулировано совсем недавно: двадцатый век – дураков нет. К чему-то вспомнилось, как уже двое знакомых рассказали со слов детей, что в школах теперь отличников называют "ботанами", а иной раз и поколачивают.
Tags: Рассуждения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 119 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →