mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Телефон и Телеман

До конца понять суть произошедшего со Штирлицем я смог только послушав "Пимпиноне" Телемана в постановке ансамбля старинной музыки Сombattimento consort Amsterdam. Ничего не могу сказать плохого в адрес действительно хороших исполнителей, все было сделано на уровне, а после спектакля замечательный флейтист Леон Берендсе исполнил, повинуясь кивку играющего дирижера Яна Виллема де Фринда, "Шутку" Баха.

И все бы ничего, но когда Веспетта звонит по телефону, когда Клаудия Патакка, изображающая горничную (которой не было у Телемана) начинает готовить на сцене макароны и разносить на тарелочках зрителям, возникает тот же вопрос, что и в случае со Штирлицем: какого х з-а-ч-е-м? Нет, я не могу сказать, что такой вольный, даже хулиганский подход противоречит самому духу барокко, но если человек пришел послушать оперу-интермеццо начала XVIII века, нужны ли ему эти телефоны-макароны? Нет. Если же человек не любит классическую музыку (не будем уж говорить о барочной), заманишь ли его в театр макаронами? Ну смешно же…

Получается идиотская ситуация: прекрасные артисты, подготовленные зрители, ни тем, ни другим не нужны дешевые трюки. Но они почему-то есть.

Нельзя не отметить еще один неприятный момент: рассчитывая привлечь твое внимание такими фокусами, режиссер (в данном случае - Ева Бухман) слишком явно демонстрирует свое мнение о тебе. Представьте, что вы зашли к знакомым, с которыми обычно говорите, предположим, о литературе или о политике – неважно, а они при вашем появлении подчеркнуто сворачивают спор о влиянии платоновской традиции на Николая Кузанского и начинают обсуждать модели телефонов или последнюю победу "Зенита".

Иными словами (давайте уж назовем вещи своими именами), тебя, зритель, держат за быдло. Причем давно. Зачем нужно упорно добиваться и добиться-таки смеха публики во время хрестоматийного исполнения Андреасом Шоллем "Va tacito" в Датском королевском театре? Или вы не станете слушать лучшее исполнение генделевского "Цезаря", если великих певцов не нарядить попугаями? Кто помнит, с какого момента стало считаться, что повесть или фильм без откровенных сцен никого не заинтересуют? Что комедия не состоится без закадрового смеха?

Отмечу еще один парадокс: все эти новации, попытки отменить "прогнившую традицию" свидетельствуют, как это ни странно, не о мятежном духе гения, а наоборот о творческом бессилии. Конечно, роль Клавдии Патакки (пела, улыбалась, резала колбасу, варила макароны и разносила снедь зрителям) можно было бы посчитать оригинальной находкой режиссера Евы Бухман, но это, увы, штамп. И не просто штамп… В минувшем декабре та же Бухман представляла в Москве свою версию "Кофейной кантаты" Баха, где Лисхен варила кофе, а папаша Шандриан ходил по залу, угощая публику маринованными огурчиками.

Скучно жить на этом свете, господа. И жизнь не станет веселее и красочнее даже если очередной Штирлиц начнет с экрана произносить тосты за наше здоровье.
Tags: Замечания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments