mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

(255, 255, 255)

Фраза Сергея Никитина о том, что он выучился игре на гитаре, чтобы исполнять песни Окуджавы, вдруг сделала понятным, почему яростная попытка Баншура распутать завязанный Дм. Быковым узел из Окуджавы, Галича и Высоцкого была обречена изначально.

Как любой цвет записывается в системе Red, Green, Blue, так и мировоззрение советского интеллигента можно картографировать по долям Окуджавы, Галича и Высоцкого в нем.
Окуджавщика не спутаешь ни с кем. Чуть сильнее примесь Галича – перед тобой другой человек, добавить Высоцкого – третий. Лирический индивидуализм, индивидуализм гражданский и индивидуализм народный (бывает и такой). У них разные противники, разные ставки, разные жертвы. Разная требовательность к себе, в конце концов. Такие дефиниции не могут быть безусловно точными, но никуда не деться от того факта, что одним достаточно расписаться в любви к Арбату, а другим нужно хотя бы в душе выйти на площадь "в тот назначенный час" или погнать коней "вдоль обрыва, по-над пропастью". В то же время поклонники Окуджавы обычно любят более мягкие и неброские манифестации и, вероятно, согласились бы с Гете в том, что "дикари, некультурные народы, дети имеют большую склонность к цвету в его высшей яркости". Ценителей же Высоцкого ни в коем случае ни в коем случае не должна отпугивать необходимость сочетать несочетаемое, уравновешивать одну противоположность другой. "Я помню, как один гессенский офицер, вернувшийся из Америки, раскрасил себе лицо чистыми красками по примеру дикарей, благодаря чему получилась своеобразная цельность, не вызывающая неприятного впечатления" – эта аналогия из того же Гете, к сожалению, довольно точно раскрывает то явление, которое я обозвал "народным индивидуализмом".

Конечно, Окуджава, Галич и Высоцкий – это не только Арбат, Площадь и Обрыв. Совсем не только. Но эти векторы есть. Они разные и соответствуют разным душевным устремлениям, разным мироощущениям. Трем разным идеализмам, схожим меж собой лишь горячим желанием уйти в идеальное, в интеллигентское Беловодье. Ни одним из этих идеалов нельзя измерять оставшиеся два. Сочетание всех трех, вероятно, стало в историческом плане переходом цвета в свет, попаданием в чистый и окончательный идеализм, после которого исчезла последняя возможность закрыть глаза на нежизнеспособность идеала, продлить свое существование в ослепительной вспышке. В буквальном смысле – в белый свет как в копеечку.
Tags: Рассуждения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →