mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Зона культуры

Слишком давно не смотрел телевизор. Включил "Гордон Кихота", но выдержал минут пять. Чем сто раз толковать о глубоко коммерческой сущности антигламура, лучше один раз увидеть, как Максим Шевченко с Гордоном разоблачительно кричат: "Ксюша, давно Вы в последний раз стирали белье руками в холодной воде?". Рукостиры.
Впрочем, вру. Телевизор я включил чуть раньше, на середине фильма "Дьявол носит Prada", и честное слово – при всем моем отношении к западной бизнес-философии (наверное, так точнее, чем "философия бизнеса"), гламуру и обществу потребления, мне больше всего понравилась именно Миранда, символ всего этого безобразия. У остальных работа не менее гнусная, чем у нее, однако Миранда называет вещи своими именами и не ведет ханжеских разговоров про "холодную воду". Впрочем, категории бытовой философии всегда сводятся к личным вкусам, поэтому я никого не призываю разделить мою точку зрения на Миранду. Дело в другом. В том, что я начал "болеть" за Миранду и ждать, что фильм закончится в ее пользу. Мечты. Разумеется, такой концовки не могло быть. А почему собственно не могло?

Культура и субкультуры всегда живут по своим "понятиям", именно по понятиям – как уголовный мир. Определенные темы и идеи полностью исключаются из дискурса. Так, например, культура обязана быть социально ориентированной, призывать милость к павшим. Рационализм воспеваться не может. Это очень важная и загадочная черта культуры – ее отвращение к ratio. Кстати, не излишки ли рационализма не позволили А.К. Толстому или Честертону занять подобающие их таланту места в пантеоне мировой культуры?

"Правильные" люди, так же как и правильные идеи, скучны и пресны. Нет ничего более нужного для общества, чем подвижничество, но нет и жанра зануднее жизнеописаний подвижников, не говоря уж о житиях святых. В окружающих нас людях мы ничего не ценим выше порядочности и надежности, но в художественной действительности выискиваем именно негодяев. Культуре вообще "западло" проявлять радость по поводу избавления общества от преступника (сладострастные интонации в фразах типа "вор должен сидеть в тюрьме" звучат совершенно отвратительно, хотя с точки зрения общественной безопасности они абсолютно рациональны). Да и в жизни, как замечательно сформулировала одна моя знакомая, женщины влюбляются в хулиганов, а замуж стараются выйти за порядочных.

Слова "понятия" и "западло" я употребляю не для эпатажа, а как термины, потому что вот эта решительная, непримиримая и алогичная позиция культуры по отношению к рациональному наиболее четко была разработана именно той субкультурой, которая, в силу понятных обстоятельств, озаботилась кодификацией этих правил (взяв многое от монастырской субкультуры). Это – жизнь, которая сознательно противопоставляет себя жизни "обычной". Попутно, чтобы не уходить в сторону, замечу, что другой мощнейшей субкультурой является сообщество русской интеллигенции, которое (тоже в силу определенных исторических причин) создала и пытается удержать "автономию" в пространстве "обычной" действительности. Отсюда – союз между культурой и "левыми" настроениями. При этом "правые" ответвления в культуре могут быть "правыми" только в ее рамках, по отношению же к рациональности они все "слева".

Так никаких дискуссий о Наташе Ростовой, никаких "предъяв" к ней не было бы, если б она рожала детей в реальной жизни, а не в романе. Мещанское счастье табуировано (западло). По "понятиям" Наташа обязана была пострадать за любовь, а того лучше – умереть. Как вариант, ее могли наградить за правильное поведение сказочным скачком наверх (замуж за принца), но единственная вещь, которая не прощается, это обычное, честное по отношению к реальной жизни поведение – "сделка с действительностью", "добровольное сотрудничество".

Несколько утрируя, я бы даже сказал, что основная задача литературы, искусства etc сводится к тому, чтобы ни в коем случае не показать жизнь такой, какая она есть. Можно дать более лестную формулировку: "чтобы показать больше граней жизни, чем видны невооруженным взглядом", но в контексте данной темы объяснение, построенное на лести, выглядит не лучшим образом. Разумеется, есть дамские романы, а есть "Вертер". Разумеется, характер Онегина в двух словах не опишешь. Но это ничего не меняет в самой схеме. Так или иначе, иррационализм культуры может оказаться либо побочным результатом каких-то процессов, либо частью какого-то необходимого механизма. Это может оказаться, например, чем-то вроде затянувшихся игр, которые до самой смерти готовят человека к реальной жизни (от "жизнь – это театр" до формулы разочарования - "проза жизни"). В любом случае, к реальности, к "правде" это все имеет очень опосредованное отношение. Впрочем, где она, эта правда? В реальности ее отродясь не было, а в нашей-то - тем более.
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →