mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Эзопов язык

Тема, которую я вот уже несколько дней очень хочу обсудить, но чувствую, что реально не готов к этому. Надеюсь, этот разговор заинтересует тех, кто лучше моего знаком с 70-ми, да и с 80-ми.

amoro1959 сказал: "О, те дивные годы, когда чудовищный разврат власти невозможно было описать впрямую, поскольку некоторые вещи просто невозможно выразить никак иначе, как с помощью притчи. "Эзопов язык" советской интеллигенции. Конечно, прямые и рационалистичные разборы ужасов советской власти в толстых книжках на папиросной бумаге, где уныло приводились цифры расстрелов, хронологии безумной "идейной борьбы" в ВКП(б) - были гораздо менее действенны любой пьесы, стихотворения или песенки, в которых как-то быстро вскрывался абсурд этой орвелловщины".

В то время язык намеков и иронии казался вынужденным. На волне гласности появилось четкое ощущение, что он устаревает, что вне советской действительности все эти намеки и полунамеки слишком мелки. А передряги 90-х породили и устойчивое отвращение к тайнописи, которая стала ассоциироваться с нарочитым отказом от общения на равных, с претензией на элитарность.

Юрий Поляков в 1993 году, выводя из некрасовского "Я не люблю иронии твоей" ("Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим - Нам рано предаваться ей!") противопоставление любви к своей стране ироническому отношению к ней, предвосхитил отношение большей части нынешней интеллигенции к советской (то есть антисоветской по сути) культуре тонкой насмешки.

Об исчезновении иронии и самоиронии, о заболевании европейской культуры смертельной для нее серьезностью уже в 2000 году сожалел Аверинцев. Но вот так чтобы воспеть советскую иронию, объявить ее самодостаточным художественным приемом, жанром или умонастронием - это не было.

Представьте, если бы вместо политических анекдотов, Оруэлла, "Сказки о Тройке", фильмов Марка Захарова, "Пятой годовщины" Бродского, целиком построенной на крайне предвзятых, а потому убийственно точных метафорах, советские газеты прямым текстом сообщали бы: "Брежнев – дурак". Может быть, умение в одной детали показать все и было исторически обусловленным, но оно стало искусством. Произошло примерно то же, что Довлатов говорил о лагерной речи, и даже большее. В ситуации, когда слово становится единственным оружием, оно должно быть быстрым и точным, как удар шпаги. Все, что нужно, надо успеть высказать сразу, потому что другой возможности может уже и не быть. Когда нечем дышать, весь воздух надо передавать одним росчерком, одним движением кисти.
Где те зритель, читатель, слушатель, что умели вобрать этот воздух одним глотком?
Tags: Замечания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →