mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Над рукописями трястись

В России принято трястись на дорогах, но не над рукописями. О состоянии российских архивов и о качестве связи времен лучше не говорить. Прогнившие нитки соединяют лишь один миф с другим.
nevzlin дал ссылку на редкие (как я понимаю) фотографии религиозных евреев. На одной из них - детишки, сидящие в контейнере, похожем на мусорный. Это гениза, хранилище текстов с упоминаниями Бога - от свитков Торы до клочков писем. Религиозная традиция запрещает выбрасывать такие тексты.

Как здесь не вспомнить недавние споры о выбрасывании старых книг. Я представил было такие хранилища – хоть при церквях, хоть при Домах культуры (кстати, такие остались?). Можно прийти, чтобы почитать или забрать. Но не выбрасывать. Как пункты приема вторсырья, но без утилизации. Без некоторого обожествления всей этой макулатуры ничего не получится.
Только не надо говорить про Интернет. Сам подход: "зачем возиться со старьем, когда есть новое, более удобное" противоречит принципу сохранения ради сохранения. Знаменитое "рукописи не горят" - всего лишь последнее утешение перед тем как сгореть. Оно сродни выкрику: "всех не перевешаете!", по которому можно безошибочно определить, что именно этого кричащего и вешают. Бессмысленность и идиотизм этой апелляции к победе обезличенной биомассы над индивидуальной смертью становятся очевидны при попытке вообразить подобный выкрик на Голгофе.

Информацию надо хранить не почему-то, а просто надо. Так же и формула "dura lex sed lex" не допускает исключений, противостоя любым попыткам объявить ее фарисейством (неслучайно убежденные законники очень похожи на религиозных иудеев. кстати, я –антизаконник, но это другая тема). Впрочем, появление "антифарисейской" формулы "суббота для человека, а не человек для субботы" неизбежно приводит к исчезновению субботы, а в далекой исторической перспективе – к возникновению субботников и шустрого старичка с бревном на плече, который во имя человека начинает расправляться с человеками же (это опять другая тема). Тут уж – либо человек, либо суббота. Либо архив, либо живем для себя.

Мы выбрали последнее. Но этот индивидуальный эгоизм в России приводит к коллективизму, ленивая жизнь для себя удивительным образом перетекает в "жизнь за царя", а отказываясь заботиться не то, что о "будущем", но часто прямо о завтрашнем дне, русский человек, как никто другой оказывается запанибрата с вечностью. Тут, впрочем, начинается такая диалектика, в которую вечером, на голодный желудок да без поллитра я и сам не полезу и другим не советую. Примерно это имел в виду Тютчев, говоря о попытках измерения России "общим аршином": стандартизация невозможна, поскольку ты всякий раз будешь получать разный результат.
Tags: Замечания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments