Одно уральское информагентство в 2001 году по инерции штамповало заголовки типа: "Энский завод выпускает технику 21 века!". Это было смешно, но попутно вспомнилось, что куда-то исчез тот самый наш фольклорный, плакатный и лозунговый XX век, который всегда противопоставлялся мраку прежних столетий. Ничего подобного мы не слышим про 21, да и про двадцатый-то в последнее его десятилетие предпочитали не вспоминать в этом смысле. Попробуйте произнести что-нибудь вроде "как не стыдно - в двадцатом веке...". Не будем вдаваться в детали, но XX мыслился веком-разрешителем всех проблем человечества. Всевозможные мрачные явления одно за другим отходили в прошлое и становились немыслимыми. Разговор о новых глобальных вызовах появился позже, после 9/11.
Когда закончился XX век? Вопрос не праздный. Что-то явно сломалось уже в 60-е, когда человек, мечтающий о покорении вселенной, вдруг обнаружил себя пауком, заброшенным в консервной банке в безвоздушное пространство. Это был первый удар об стену, наглядный и реальный. Сразу после него стал исчезать и интерес к науке, а также к спортивным рекордам, начало меняться и само отношение к большому спорту и т.н. "высшим достижениям" в любой области. Героическая эпоха, венчающая многовековой процесс, начатый итальянскими гуманистами, отступила в прошлое. Человек перестал быть царем природы. Наступила пора экологии, добровольного отказа человечества от "узурпированных" ранее прав (это, кстати, тоже стало итогом и венцом многовековых процессов).
Однако человечество в целом, точнее, та его часть, которая и задает цивилизационный дискурс, вовсе не чувствовала себя проигравшей. XX век к своему излету доказал способность решать любые проблемы: проблему голода и товарного дефицита, болезней, агрессии, межгосударственных конфликтов. Сложилось представление о том, что некая демократическая идея автоматически цивилизует всех, кто с ней соприкасается. Планировалось, что эта диффузия, пусть не сразу, но постепенно вовлечет весь мир в царство мира и изобилия. Эти настроения еще живы.
Только не надо говорить, что кто-то прозорливо не любил американцев еще в те времена, когда по малому возрасту не мог отыскать США на карте. Верю. Проблема в другом: 2008 год опроверг саму эту диффузионистскую модель. Он доказал, что альтруизм демократии не делает человечество более моральным, а жизнь - более безопасной. Идея общеевропейского, даже общезападного дома, идея глобального демократического консенсуса оказались подорваны. При том, что о процессах, идущих в "восточном доме", лучше вовсе не говорить на ночь. Это вторая стена.
Однако от наследия XX века оставалось главное - ощущение, что в современном мире с хорошими людьми ничего плохого не случится. И третий удар был нанесен не столько 11 сентября, сколько нынешним кризисом, который только начинается. Исчезновение веры во всемогущество человека, веры во всемогущество придуманных человечеством идеалов, в вертикальную направленность прогресса - все эти главные составляющие XX века исчезли. С ними исчез и цивилизационный "стабфонд", который человечество накопило с конца Средневековья. С другой стороны, нас уверяют, что сделанные запасы позволят еще некоторое время продержаться. Хочется верить.
Journal information