mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Простота хуже воровства

Проблему исчезновения "вершин" в современной литературе, кинематографе, эстраде, политике и где там еще, удобнее, как мне кажется, рассматривать на одной несложной модели.

Некая журналистка позаимствовала у моей знаменитой однофамилицы sol_tat несколько ярких строчек для своей статьи. Остальная часть статьи собрана таким же образом. Бывает. Помню, наткнулся в сети на творение некоей новоиспеченной докторши исторических наук, которая не стесняясь таскала чужие тексты из советской трехтомной "Истории Франции". Но случай с журналисткой примечательнее: девушка-воровка гордится своей статьей и даже обижается, столкнувшись с возмущенной реакцией. Она на голубом глазу отвечает в том смысле, что нельзя считать воровством кражу, которую не пытаются скрыть. Это уже важный сигнал. Ничто так четко не маркирует процесс обрушения науки и культуры, как исчезновение разницы между подлинным и фальшивым подтверждениями ума и творческих способностей. Лучше б они сознательно воровали.

Еще одним надежным признаком катастрофы системы является рост толерантности общества к эрозивным процессам. Писателям и журналистам достаточно часто приходится слышать "в утешение": "забей, если у автора воруют текст, значит текст хороший". С год назад молодая лингвистка послала анонимно тезисы на конференцию. Получила отказ с советом ознакомиться с ее же диссертацией. Случился конфуз. Член оргкомитета, маститый ученый, извиняясь, сказал: "когда тебя хвалят, не читая, это уже слава".

Любая деятельность сохраняет свою престижность, пока за ее ненадлежащее исполнение следует наказание по двум инстанциям: внутренней (совесть и комплекс неполноценности) и внешней (общественное осуждение). Мало кто из нас умеет ездить верхом, но мы из-за этого не переживаем и не рискуем наткнуться на презрительные взгляды окружающих. Зато люди, уличенные в неграмотности, еще совсем недавно, лет 20 назад, сгорали со стыда. Если представить эту схему, весь процесс легко раскладывается по этапам. Первым обрушивается внутренний контроль, затем внешний. Например, в 80-е в науке появилось много халтурных работ. В 90-е уже говорили, что сами никогда не пошли бы на такое, но не осуждают за это коллег. Сейчас начинается третий этап, когда порой не можешь втолковать, почему этого вообще когда-то стыдились. Почему прежде выставлять сам факт воровства напоказ было столь же немыслимо, как для невесты - хвалиться перед женихом количеством любовников.
Кстати, примерно тогда же, по тем же лестничным пролетам скатилась и нравственность.

При этом достаточно четко видны и механизмы, делающие невозможным восстановление контролирующих инстанций: современная цивилизация надежно защищает личность от комплексов неполноценности, совести и общественного осуждения. Нынешняя система общественного контроля нацелена не против личности, а против структур, влиявших на нее прежде, таких, например, как семья и Церковь, как элитарные группировки в науке и культуре. Это понятно: личность должна быть свободной от всех этих пут, чтобы стать идеальной потребительской единицей.

Часто приходится слышать, что и сейчас никто никому не мешает становиться Фолкнерами, Шостаковичами или Антониони. Но так вопрос ставить нельзя. "Высокие достижения" возникают только наверху пирамиды, в основании которой - презрение и ненависть к скатившимся вниз. Без этой выталкивающей силы ничего не получится. А в атомизированном обществе этой выталкивающей силы не будет. Можно свести к совсем уж банальной формуле: при равенстве нет понятий "верха" и "низа".

Кстати, характерно, что в советское время с большим трудом описывали безклассовое коммунистическое будущее. Все время получалась картинка по Тому Сойеру: "будто бы делать там ничего не надо - знай прогуливайся целый день с арфой да распевай и так до скончания века". Чтобы обойти эту проблему, Стругацкие даже придумали "конфликт хорошего с лучшим", но это ничего не решило: с точки зрения современной морали Юрковский или mad scientists с Далекой Радуги - не люди будущего, а обычные преступники.

P.S. Из недавнего см. также у vidjnana об исчезновении почета и стыда.
Еще ссылка.
Tags: Наука и жизнь, О плагиате
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 190 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →