mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Отрицание отрицания как бизнес-стратегия

Говоря о том, что наиболее коммерчески выгодным направлением культуры является то, которое борется с коммерциализацией культуры, я упомянул закон отрицания отрицания. На этот счет есть один хороший пример. Этот десятиминутный фильм в любом случае стоит посмотреть, для тех же, у кого нет времени, кратко перескажу суть.
Фотожурналистка, приехав в "горячую точку", видит, как солдат собирается убить девочку. Профессиональный долг требует не упускать редкий кадр, но человеческая сущность противится. Эта борьба показана нарочито ярко: солдат орет, девочка пытается прикрыться любимой игрушкой и видит журналистку, тоже в общем-то почти девочку. Та медленно поднимает фотоаппарат к полным ужаса глазам. Профессионализм побеждает.
Награждение какой-то престижной журналистской премией. Первый приз, разумеется, у нашей героини. На экране появляется фотография-победитель - девочка с дыркой во лбу. Поняв, что она сама как бы "убила" ту девочку, журналистка в слезах убегает. Гламурная публика с недоумением смотрит ей вслед.

Есть о чем поговорить. На форуме обсуждают все, что... но это неинтересно, потому что никто не заметил самого главного: девочку "убили" дважды. Один раз - для журналистской карьеры, второй - чтобы заставить зрителей лить слезы и ненавидеть тех, кто "убивает" ради карьеры. Это цинизм в таком квадрате (да простят меня математики), что сознание современного человека его просто не вмещает и не замечает.

Фильм хладнокровно и цинично эксплуатирует отрицание цинизма. Это очень важная примета времени. Так, например, вокруг белькового промысла крутится гораздо меньше денег, чем вокруг фотографий окровавленных тушек. Циничный журналист заработает на слезинке ребенка, а умный борец с цинизмом - на слезах всех тех, кому он расскажет про цинизм того журналиста.

При этом я ни в малейшей степени не готов упрекнуть в неискренности авторов и зрителей. Просто жизнь так повернулась, что любые чувства становятся частью экономического механизма, которыми никто конкретно не управляет. Пусть конкретный фильм вообще не принесет дохода, но возникнет индустрия таких фильмов, реклама, продвижение образов через СМИ. Имиджи сейчас - самый выгодный объект капиталовложений.
Коммерческая стратегия гламура состоит в том, чтобы не только продолжать беспрепятственно зарабатывать аморальными способами, но и перевести в денежную форму сам возможный протест против таких заработков. Чтобы отправить в переработку не только шкурки бельков, но и слезы тех, кто на них смотрит.

Вторая важная функция связана с тем, что совесть нельзя просто утилизировать - на место удаленного нравственного чувства надо вложить какой-то эмоциональный протез, чтобы человек чувствовал примерно то же, что и раньше. Примерно. Эта функция заставляет снимать такие фильмы, она же заставляет секретарш пересылать друг другу фотографии гламурных щенков и котят, под ее же воздействием циничные и жестокие "хозяева жизни" чуть не поголовно занимаются сбором пожертвований на лечение больных детей. Разумеется, последнее обстоятельство нельзя не приветствовать, но сама эта традиция, перенятая года два назад нашим высшим обществом от истеричных западных "звезд", является ничем иным, как заливкой сопутствующих совести эмоций в тот пустой резервуар, где раньше была собственно совесть. Отрицание отрицания здесь проявляется в том, что после такой реабилитирующей процедуры современный человек может с новыми силами возвращаться к мерзостям своего ежедневного существования. Этот процесс настолько же подконтролен бизнес-задачам современности, насколько им подконтролен кооператив с приглашенными ведущими. Для тех же, чей моральный износ не допускает возможности такого "ремонта", в 90-е годы придумали процедуру дауншифтинга - безболезненного удаления из системы элементов, угрожающих ее целостности. Основное назначение этой процедуры - очистить от наслоений стрелку-указатель того направления, в котором надо shift. Характерно, что до возникновения этой стрелки (т.е. общества потребления) никакого дауншифтинга не существовало.

Но главную нагрузку в современных условиях берет на себя широко распространившаяся концепция "бога в себе" ("у каждого свой бог"), которая снабжает каждого желающего портативным механизмом для моментального избавления от укоров совести.

Это очень важная веха. Под знаменем борьбы за отмену какого-либо ограничения свободы действий XX век перешел к гораздо более эффективному контролю над мыслями (общество потребления), а теперь - над эмоционально-нравственным протестом против этой новой кабалы.
Tags: Рассуждения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →