mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Не всяк тот Мартин, кто свой плащ порвал

Обсуждал с object'ом его формулировку: "или однополые браки с гей-парадами, но вам при этом верят на слово и везде пускают, или же, так сказать, высокая духовность, но сапог под зад, если у вас место прописки неразборчиво". Я возразил, что не следует считать свободное общество производным от гей-парадов, а духовность связывать с рабским состоянием. В ответ мне пояснили, что в западном обществе "общий высокий уровень доверия имеет те же корни, что и, скажем, терпимость к однополым бракам: стремление дать человеку бОльшую степень свободы".

Эта формулировка мне кажется важной и показательной. Корни терпимости к разного рода свободам действительно одни, но если выражение "стремление дать человеку..." точное, то смысл полностью меняется.
Например, вас в гостях призывают "чувствовать себя как дома" (на самом деле это ритуальная формула, не подразумевающая, что гость поймет ее буквально и завалится в уличной обуви на диван - но мы это сейчас учитывать не будем). Это как раз "стремление дать человеку бОльшую степень свободы".

Но вот вы пришли в иной дом и спрашиваете, не разуться ли? Хозяин же отвечает, что ему по фигу: он, как развелся, полы ни разу не мыл или вчера продал эту квартиру - неважно. Главное, что ему самому это уже не важно. И вот для либеральной тематики очень значим этот переход, когда держателю каких-то прав эти права становятся безразличны. Спросите меня, можно ли во время японской чайной церемонии ходить в обуви по татами и громко разговаривать - да не вопрос! Спросите прошедшего семь кругов секуляризации западного либерала, можно ли венчать гомосексуалистов - да с какой стати ему быть против?
Возникает, условно говоря, ситуация, когда некий N спрашивает меня, как вести себя в доме NN, а я отвечаю: "чувствуйте себя как дома".

Я ради примера себя немного демонизировал, потому что на самом деле меня волнует в такой ситуации другой вопрос: как владелец роскошной квартиры, которую на моей памяти мамы-бабушки драили каждый день, дошел до жизни такой, что разрешает гостю ходить в обуви, водить девок и бить хрусталь? Ибо накопить сложно, а растратить-промотать - легко.

Отсюда и возникает важнейшая проблема: несогласие негодяя NN, которое нам смешно, ибо его ценности для нас никакой ценности не представляют и мы готовы ими "делиться". Его упрямство нам по определению непонятно, и мы начинаем говорить о его "аллергии" на общечеловеческие ценности и т.п. То есть последовательный либерализм, как ни верти, обязательно нацелен на борьбу с традицией, с такими категориями как "духовность" и с христианством.
В общем либеральном доме не должно быть частных квартир. Недавно в другом контексте вспоминали слова Поппера: "Терпимость к нетерпимым уничтожает само условие реализации терпимости".
Здесь можно возразить, напомнив о мультикультурности, но это немного другая тема.
А в целом получается, что наиболее последовательно реализовать заложенную в либерализме идею свободы можно как раз исключительно на духовном уровне, а не на гражданском. Можно прощать врагов до семижды семидесяти раз и подставлять другую щеку, но не призовешь же граждан (не людей, не народ, а именно граждан) жертвовать самым дорогим ради нищих и убогих. Только тем, что перестало быть нужным. Но случай со святым Мартином следует четко отличать от "на тоби, небоже, що мени негоже". И уж совсем негоже делиться чужими плащами.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 165 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →