mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Сундук Штифтера

"Еще люблю подчас жизнь старую свою/ С ее ущербами и грустным поворотом,/ И, как боец свой плащ, простреленный в бою,/ Я холю свой халат с любовью и почетом", - писал Петр Вяземский. Через сто лет Булат Окуджава споет: "Я много лет пиджак ношу./ Давно потерся и не нов он./ И я зову к себе портного/ и перешить пиджак прошу". Трудно не заметить связь и вневременной характер этих и тех строк.

У Адальберта Штифтера в "Записках моего прадеда" важную роль играет сундук, в который складывались вещи, единственным предназначением которых было всегда в нем оставаться. На самом деле это очень сильный образ. Люди делятся на тех, кто определяет ценность любой вещи относительно себя, и тех, кто не решается считать себя мерой всего. В первом случае исчезает представление о "мелочности" микрокосма. Тот же Штифтер говорил, что "любое величие просто и кротко, как и само мироздание". А Хайдеггер отмечал, что тот умел "показывать истинно великое в малом, указывать вовнутрь незримого, притом сквозь само же лежащее на поверхности и повседневное в мире людей, давать услышать нескaзанное в сказанном".

На попытке примерить большое и малое, космический размах и скучную деталь, строится одна из смысловых линий "Стажеров" Стругацких ("Так вот ты какой был, наш маленький скучный Толик. Ты тихо и незаметно, сам не подозревая ни о чем, держал на плечах равновесие Мира. Умер и равновесие рухнуло, и Мир встал дыбом"). Там есть отсылка и к японской созерцательности ("скучный" Крутиков пятый раз перечитывает "Повесть о Гэндзи"), которая противостоит "прогибанию изменчивого мира под нас". Дайсэцу Судзуки сравнивает созерцательное отношение к цветку у Басё ("Когда я внимательно всматриваюсь,/ Я вижу цветущую назуна/ Около изгороди") с аналитическим и деятельным подходом Теннисона, который в аналогичной ситуации первым делом выковырял цветок ("Цветок в щербатой стене./ Я вытащил тебя из щели, - / Держал, корни и все остальное в руке...").

Если расшифровывать это противопоставление, то оно затронет многие сферы. Перекройка мира и шлифовка своей души, ненарушительная вежливость к мирозданию и принципиальная прямота в общении с ним (что иные могут понять как конфликт гордости с приспособленчеством, свободы с рабством), любовь к жизни и любовь к борьбе с ней (которую Джек Лондон, впрочем, назвал именно любовью к жизни). Но все это разнообразие сводится к сундуку с вещами и нашему выбору: складывать или выбрасывать.
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments