mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Обучение культурной иерархии

Часто говорят, что многие произведения из школьной программы непонятны подросткам. Это утверждение обычно парируют с помощью противоположного тезиса, после чего начинается долгий и бесперспективный спор.

При этом не учитывается важнейшая, на мой взгляд, функция образования: демонстрация высших достижений. Ребенок может ничего не понять в Пушкине или Достоевском, но он запомнит главное: это "круто", это вершина. И вот такое знание культурной иерархии останется у него навсегда и облегчит в дальнейшем путь к вершинам. Это элементарная вещь, но ее почему-то катастрофически плохо понимают. Пятилетний ребенок с восторгом думает о том, что отец работает в большом институте или на огромном заводе. Он ровным счетом ничего в этом не понимает, но ориентир уже задан.

Предложу такой тезис: неизвестно, станет ли вчерашний школьник перечитывать Толстого, но если несмышленому подростку не сказать авторитетно, что Толстой велик, Толстого в его жизни, просто не будет. Разумеется, в цивилизованной реальности нам сложно встретить такие случаи в "чистом виде", когда человек был полностью изолирован до какого-то возраста от Толстого или да Винчи. Именно поэтому принято считать, что человек обладает большой потенцией к "самостоятельному мышлению", однако дикари почему-то упорно предпочитают все блестящее и мало интересуются картинами Леонардо - в отличие от миллионов людей, которым в детстве сказали, без каких-либо пояснений, что "Джоконда" - лучшее произведение мирового искусства.

Демонстрация достижений имеет еще один смысл. Почти ничто не становится возможным, пока тебе не покажут, что оно возможно. Демонстрируя ребенку езду на велосипеде, ему не передают тем самым никакой "инструкции по применению" - моторику необходимых движений не объяснить никак. Показывают главное: вот это - возможно. Без веры не делается ничего. Сам принцип подражания основан именно на этом. Даже самые гениальные, незашоренные и не-совковые люди сказали "мама" только после того, как услышали это слово, а "точный хват" освоили не только после увиденного, но и после долгого обучения (кстати, на Западе сейчас многие держат ручку при письме в кулаке, как обезьяны). Встретил на одном форуме: "Суррогатная мать странно ест суп. Не к себе ложкой, а от себя. Девочке сейчас три года - ест так же". Уверен, что после подсчета всех наших действий, предпочтений и убеждений, "самостоятельная часть" в мышлении любого Эйнштейна будет измеряться сотыми долями процента. Великие не становятся от этого менее великими, однако реальный масштаб самостоятельности представлять все-таки надо.

Пусть запомнят хотя бы, что Пушкин - это не Донцова. Конечно, для этого нужен высокий авторитет учителя, родителей и старших вообще, а с этим сейчас большие проблемы. Но это уже другая песня.
Tags: Наука и жизнь
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 118 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →