mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Вещь в тебе

Отчего всякий отель гордится числом приезжавших до тебя постояльцев, а при продаже пиджака или телевизора уверяют, что ими никто не пользовался? Конечно, пиджак – вещь портящаяся. Но в отдельных случаях облагораживающий эффект пользователя перевешивает минусы этой порчи. Скажем, пиджак Джона Леннона вряд ли продадут дешевле нового. Или, например, деревенская девушка ценна невинностью, а Карла Бруни – совсем наоборот.

Очевидно, что износ вполне реален, а прибавка к стоимости виртуальна. Гитара Маккартни ценна исключительно тем, что упрощает для обладателя возможность представить себя великим человеком. Впрочим, раньше существовало поверье, что вещь несет на себе реальный отпечаток прежних владельцев. На Востоке такие представления и сейчас вполне нормальны, их отголоски бывают довольно забавны. Например, когда я показывал в свое время товарищам по занятиям доставшийся мне по случаю подержанный боккен (деревянный меч), то они, оценив прекрасные пропорции и центровку, предположили на полном серьезе, что он "наработан", т.е. был в пользовании какого-то мастера.

Вообще виртуальные функции вещей определяются по тому направлению, которое они задают фантазии. Кажется и людей можно разделить по предпочтениям тех или иных виртуальных функций. Итак, вещи:
1) позволяют позиционировать себя как богатого человека (любая дорогая вещь, имеющая дешевый аналог);
2) частично приравнять себя к прошлому обладателю (галстук Элвиса Пресли);
2а) к этому же относится повышенная престижность для ребенка "взрослых" предметов, (отцовские часы);
2б) то же самое, но воображается несуществующее умение пользоваться предметом (отцовский молоток в руках трехлетнего ребенка). То есть престижна не вещь, а ее функция;
3) вспомнить счастливые моменты жизни, обычно – детство и молодость (пионерский галстук в шкафу, старые фотографии);
4) вообразить иное время (каменные орудия, древние монеты, черепки)
5) вообразить иное жизненное пространство (подаренная иностранная безделушка, чаще – монетка);
6) вообразить желательное будущее (чувство, с которым открываешь нечитанную тобой книгу – и, насладившись ощущением, убираешь в шкаф);
7) вообразить желательную текущую реальность ("иконическая" функция, т.е. предмет-заменитель должен быть похож на воображаемый – муляжи оружия, порнографические открытки и т.д.);
8) утвердиться в стабильности своей картины мира (ненужная, но привычная вещь, встреченная в магазине другой страны – эффект Макдональдса, подаренная безделушка, символизирующая стабильность отношения к тебе – "дорог не подарок, а знак внимания");
8а) то же самое, но применительно к стабильности места личности в коллективе. В этом случае важна не встречаемость вещи, а ее принадлежность (шляпа Боярского, "не берите эту чашку: из нее всегда пьет Витенька");
9) утвердиться в надежности своего союза с фортуной ("счастливая" майка спортсмена);
9а) то же самое, но применительно к союзу с человеком (кольца и прочие символы верности).

Отдельные категории вещей могут выполнять сразу несколько функций. Например, антиквариат я бы отнес сразу к пунктам 1, 2 и 4.

Особняком я бы поставил предметы, не имеющие иной функции, кроме виртуальной, - знаки принадлежности к какому-то сообществу (религиозному, выпускников вуза, к молодежной тусовке и т.п.). Сюда же отнесу и наградные знаки.

Отдельно можно выделить социальные функции вещей. Понятно, что дорогой автомобиль (пункт 1) не только позволяет его обладателю гордиться своим богатством, но используется также для передачи обществу соответствующей информации о владельце. Это могут быть как чисто информативные функции (любая культурно обусловленная атрибутика), так и, направленного действия, например, отпугивающе-притягивающие (то же обручальное кольцо или "рабочая форма" проститутки).
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments