mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Есть ли у мастерства азы?

Прошу прощения за очередную неожиданную ассоциацию. Начать придется издалека, точнее, с мест не столь отдаленных. Обязательный там кодекс "понятий" соблюдается с разной строгостью. Наиболее тщательно – на "малолетке", проще – на общем режиме и совсем либерально – на строгом. Речь идет не о "людских" понятиях (запрет на воровство у своих и проч.), а о специфических "воровских" табу* (поскольку свидетельства не всем интересны, размещаю их под катом).

Интересно, что тот же принцип, согласно которому мастер может игнорировать правила, обязательные для учеников, действует и в других системах – в спорте, науке, искусстве, т.е. везде где есть понятие лестницы, ведущей к вершинам мастерства. Есть прекрасный, анекдотический в пушкинском смысле пример того, как мало запретов остается для настоящего мастера**.

Очевидно, что речь должна идти не о праве мастера на халтуру, а только о более глубоком понимании системы, в которой он творит. Вспоминается мода высокообразованных дам советского времени (самый известный пример – Раневская) подчеркивать использованием нецензурной лексики свое умение свободно перемещаться в культурном пространстве и даже нарушать его границы (не путать с современным женским матом!). Кстати, спутать легко, поскольку при обучении образуется своеобразное "кольцо": профан еще не умеет, ученик умеет, мастер уже "не умеет" (об этом прекрасно сказано в одном из писем Такуана***).

Вероятно, мастерство не равно сумме его составляющих, и ученические ступени являются не полумастерством, а обходным путем к нему. Наиболее полно это явление описал Кастанеда, у которого лишь через несколько томов выясняется, что героя учили совсем не тому, о чем думали читатели. Многим знаком эффект качественного скачка при переходе к настоящему мастерству, такого человека распознает даже не специалист****. Есть свидетельства (ценные не достоверностью, а самим фактом своего существования) того, как ученика обучали главному принципу, минуя "лестницу правил". Например, рассказ про молодого самурая, который годами, следуя указаниям учителя, ходил по краю татами. Когда же ему дали в руки меч, он вдруг обнаружил, что уже все умеет.

-------------
* Виталий Лозовский ("Как выжить и провести время с пользой в тюрьме") пишет: "Хотя, сами понимаете, это несусветная глупость - опустить человека, за то, что он пожал руку не тому. Да и на строгих режимах на это уже мало обращают внимание. Особики же вообще запросто тянут руку любому человеку, который им не противен.
Как-то на сборке в Хмельницке меня закинули с особым режимом. Те просто протянули руку, чтобы поздороваться. Я же, как "порядочный" арестант с уже выработанным рефлексом только сказал "привет". Они посмеялись, потом мы долго, почти всю ночь, сидели вместе, о чем-то беседовали, пили чай. Все это время мне было не по себе. В конце концов, перед расставанием, пришлось для очистки совести публично признать себя дураком, в ответ на что все еще разок посмеялись, крепко пожали руки и двинулись каждый в свою сторону.
Но на общем режиме такое поведение чревато осложнениями".

На малолетке понятия соблюдаются гораздо строже. Более того, водятся свои, дополнительные ограничения. "Запомни принцип малолетки. Если мать пришла на свиданку в красном - не ходить. Колбаса - на х.й похожа. Сыр – п...ятиной воняет. Рыбы - в озере е..тся" (Алексей Павлов. Должно было быть не так).

"Чаще всего беспредел творят на малолетке, они себе столько "душняков"(жёстких правил) понаделали, что сами потом разобрать не могут, что западло, а что нет, вот у них там хорошая школа на выживание". (Виталий Кривенко. Тюрьма).

"Если что-нибудь из "хавки", или сигарета упадет на пол, подымать западло, это доставалось шнырю, хотя этот запрет пришел с малолетки, на взросляке не во всех камерах его придерживались, обычно говорили, "упало на газетку" и поднимали, на "строгаче" таких приколов вообще не было, там понятия повыше, ну а про "особняк"(особый режим) и говорить нечего". (Виталий Кривенко. Тюрьма).

"Я тебе так скажу: все эти блатные понятия – для малолеток", - говорит бывалый сиделец из блатных Саня Веселый в сериале "Зона", который консультировал Александр Сидоров (Фима Жиганец).

-----------
** "Однажды мой товарищ по табаковской студии - назовем его Петей - пришел на экзамен по предмету "зарубежный театр". А принимал экзамен профессор, один из крупнейших знатоков эпохи Возрождения. Назовем его Алексей Вадимович Бартошевич, тем более что так оно и было.
И вытащил Петя билет, и достался Пете - Шекспир. А Петя про Шекспира знал примерно столько же, сколько Шекспир про Петю. То есть они были примерно на равных.
В отличие от Бартошевича, который про Шекспира знает чуть больше, чем Шекспир знал про себя сам.
И вот сидят они друг против друга (Петя и профессор Бартошевич) и мучаются. Петя - потому что дело идет к двойке, а Бартошевич - потому что, если он эту двойку поставит, Петя придет к нему снова. А он его уже видеть не может.
И оба понимают, что надо напрячься, чтобы эта их встреча стала последней. И Бартошевич говорит:
- Петя! Я сейчас задам вам вопрос на тройку. Постарайтесь ответить.
И спрашивает самое легкое (по своему профессорскому разумению):
- Как звали отца Гамлета?
Тут Петя напрягает все свои душевные силы и в каком-то озарении отвечает:
- Клавдий!
Алексей Вадимович Бартошевич вздрогнул, потом немного подумал, удивился и сказал:
- Возможно.
И поставил Пете тройку". (В.Шендерович. Изюм из булки).

--------
*** "В фехтовании это проявляется в том, что подлинный начинающий понятия не имеет, как правильно держать меч, фехтовать, и того меньше знает о том, как ему вообще вести себя во время боя. Когда противник пытается его ударить, он инстинктивно парирует удар. Вот и все, что он может сделать. Но когда начинается тренировка, его учат, как держать меч, куда направлять ум и множеству технических приемов, что заставляет его ум "останавливаться" на стыках различных действий. Поэтому, когда он пытается нанести удар по противнику, он чувствует себя ужасно скованно - ведь он утратил чувство неискушенности свободы. Но проходят дни и годы, тренировка приводит его в состояние полной зрелости, его движения и владение мечом достигают состояния "не-ума" ("неумности"). Это состояние сходно с тем, которое было у него в начале пути, когда он еще ничего не знал, не ведал об этом искусстве" (Письмо Такуана Дзягю Тадзима-но-ками Мунэнори о тайне недвижимой праджни).

----------
**** Со своей стороны припомню один случай, когда увидел на канале Mezzo очередного скрипача – их там десятки, и все они для меня неразличимы – и с уверенностью понял, что это Ойстрах. Нашел в интернете портрет – он. Понял я это, можете поверить, не по звучанию инструмента (что мне это звучание!), а по тому, каким движением он опустил в паузе скрипку, чтобы вытереть платком лоб. Кто-то из великих шашистов говорил, что он узнает настоящего мастера по манере передвигать шашки. Но я-то не знаком с манерой вскидывания скрипки к плечу, а все равно узнал.
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments