mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

До последней звезды

С подачи одного из френдов послушал знаменитую Анну Нетребко. Ну я не специалист, если красивая девушка, да еще с украинскими чертами, то она может вообще не петь – мне и так хорошо. Но споткнулся об отзывы на Youtube и начал читать. Ругают, какой-то американец вообще написал – опера окончательно превращается в коммерцию. Вспомнил параллели: в спорте культ Курниковых - Шараповых – Хоркиных – Кабаевых, да что там – уже и лыжницы голыми позируют, в балете – сами знаете кто (нет, я к Волочковой хорошо отношусь, но известно же, что о ней говорят), а теперь и опера.

Появилось нехорошее ощущение. Все-таки опера – очень консервативная штука. Когда эстрада деградирует, это неприятно, но понятно, а тут... Схема такая: есть какие-то области, которые под напором коммерциализации, конечно, уменьшаются в размерах, но не теряют своих свойств. Например, филологов-классиков становится меньше, но они по-прежнему читают своих горациев и ксенофонтов, чем вполне счастливы. Теряют в материальном плане, обыватель считает их маргиналами, но, приехав на конференцию, такой специалист может быть уверен, что в президиуме не сидит Ксения Собчак, а коллеги не обсуждают исключительно тему латинизмов в прозе Оксаны Робски.

Но есть, видимо, более обширные области, в которых это происходит иначе. В них внутренние процессы идут быстрее и запасы внутреннего горючего истощаются раньше, чем в мелких областях (то же отличает массивные звезды). Далее для избежания коллапса происходит сброс оболочек (опера – оперетта – эстрада; спорт – шоу). Эти оболочки гомеоморфны: доказать, что Глазунов – не Рембрандт, а Басков – не Карузо, невозможно. После этого свечение некоторое время исходит от сброшенных оболочек, а центр коллапсирует в черную дыру. Усиливающийся поиск взаимоисключающих векторов, бурное развитие новых стилей и направлений, характерное для XX века, действительно напоминает взрыв сверхновой.

Что происходит дальше? Отчуждение произведения искусства от акта творчества. Актер заменяется сначала режиссером, затем продюссером. То есть сейчас хороший фильм – это хороший продюссер. Во многом это относится и к другим видам искусств. Даже хороший ученый сейчас – это в каком-то смысле хорошая аппаратура. Внутреннее развитие искусств идет по тому же направлению. Например, изобразительное искусство уже давно требует рождения образов не за счет мастерства художника, а за счет культурных контекстов в голове зрителя. Оболочки светятся, а звезды уже нет.
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →