mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Выламывание в exilium

Известен такой вид наказания, как "гражданская смерть", которая заменяла непосредственное наказание преступнику лишением его всех прав, в том числе, и права на охрану жизни. Это фактически означало изгнание в обмен на прекращение преследования. Так на каком-то этапе функционировали exilium у римлян и атимия у греков – когда они приравнивались к ignis et aquae interdictio (запрет делить с преступником кров и пищу). Принудительное изгнание, вероятно, возникло позднее, когда исключение из гражданской общины уже не означало невозможности интегрироваться в другой коллектив.

Практика "гражданской смерти" встречалась повсеместно. Vogelfrei, Outlaw, ср. шельмование в Воинском артикуле Петра I ("1) Ни в какое дело, ниже свидетельство не принимать; 2) кто такого ограбит, побьет или ранит, или у него отымет, у оного челобитья не принимать и суда ему не давать, разве до смерти кто его убьет, то яко убийца судитися будет. 3) В компании (общество) не допускать и единым словом, таковой весьма лишен общества добрых людей; a кто сие преступит сам может наказан быть").
Впрочем, в XVIII-XIX вв. г.с. (например, Mort Civile французского кодекса 1810 года) уже не была сопряжена с угрозой физической жизни.

Интересно, что ситуация выбора между угрозой физическому существованию и изгнанием прекрасно сохранилась до самого последнего времени в тюремной практике. В частности, в многочисленных сейчас воспоминаниях об отсидках упоминается такая традиция: нарушившему "понятия" предлагают самому "выломиться из хаты", т.е. попросить перевода в другую камеру.

"Если же ты постоянно "косяки" порешь, тогда уже с тобой по другому побазарят. Если кого-то раскрутят на что нибудь посерьезней, чем "зашнырка", то говорят: - Ну выбирай, ломиться будешь с хаты, или бери мыло и иди в угол?" (Виталий Кривенко. Тюрьма)

"Когда мы вошли, один из зэков, спящий на верхней шконке, поднял голову, издал возглас удивления и обратился к вошедшему за мной: "У тебя есть выбор - либо ты сейчас ломишься с хаты либо я предъявляю тебе" (Виталий Лозовский. Как выжить и провести время с пользой в тюрьме).

Выламывание из хаты действительно влечет за собой ignis et aquae interdictio, поскольку "выламываться из хаты - последнее дело: значит, или косяк спорол, или петух, или кумовской" (Алексей Павлов. Должно было быть не так). Такой человек полностью теряет статус в общественной иерархии: "На самом низком уровне, а вернее, вне всяких уровней - все категории "обиженных" (выломившиеся из хат, крысы, стукачи, "ментовские-кумовские казачки", п&&оры и т.п.). У них ничего нельзя брать, нельзя даже прикасаться к ним, их не пускают к дубку (едят они отдельно, в районе дальняка)" (Леонид Амстиславский. Невольные записки).

При этом, видимо, этот явный архаизм не просто "хорошо сохранился", а получил второе рождение в связи с особенностями советской пенитенциарной практики. Есть мнение, что жесткая стратификация в местах лишения свободы появилась в 60-х годах, возможно, как реакция заключенных на попытку властей уничтожить уголовную субкультуру. Как указывается в "Кратком толковом словаре тюремного мира", "борьба за сохранение личности в условиях, когда администрация ИТУ использовала самые жестокие способы давления на заключенных с целью заставить совершить их аморальные, с точки зрения традиционной культуры, поступки, привела к изобретению своей неформальной санкции к "отступникам", это своего рода остракизм, моральное изгнание из сообщества в условиях, когда реальное изгнание невозможно. Возможно также, что наказанию в виде изнасилования в период утверждения самодеятельных организаций осужденных впервые начали подвергаться те, кто становился их членом. Напомним, что нынешнее название касты коллаборационистов (козлы) относилось в 40-50-х годах к пассивным гомосексуалистам".

Показательно, что к тому же периоду обычно относят возникновение дедовщины в советской армии, хотя и объясняют это явление сокращением сроков службы в 1967 году. Возможно, и в том и в другом случае мы просто имеем дело с активным возникновением протестных субкультур. В конце концов, примерно к тому же времени относится и возникновение диссидентского движения.
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments