mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Сократ и айкидо

Ратти, один из первых классификаторов айкидо, делил технику этой борьбы на projections и immobilisations. Это не вполне верно, но сами термины очень хороши: любой бросок становится возможен лишь потому, что конструктивная мобильность нападающего исчерпывается раньше, чем у проводящего техническое действие. Это справедливо для всех видов борьбы, но в айкидо возведено в главный принцип.

Интересно, что тот же принцип находит аналогию и в методике дискуссий, непосредственно в сократовской майевтике, когда на аргумент не отвечают контраргументом (ударом на удар), а соглашаются продолжить мысль (движение) оппонента, доводя ее до внутреннего противоречия (падения).

Но как такое возможно на практике, ведь, казалось бы для этого надо сделать практически невозможное - увидеть целиком всю потенциальную конструкцию только начавшегося рассуждения оппонента? Сократ объяснял свои победы в спорах не собственной гениальностью, а преимуществами метода. Морихэй Уэсиба выразился более ясно. По его мнению, любая атака (применительно к сократовой философии можно сказать – любое утверждение) ущербна сама по себе и потому обречена на поражение. "Я не знаю поражения, как бы быстро мой противник не атаковал. Это не потому, что моя техника быстрее... Если кто-то пытается атаковать меня, он замысливает борьбу с самой Вселенной. И так он нарушает свою гармонию с ней", - объяснял он.

Ущербность любых утверждений признавал и Сократ. "Оттого, что они хорошо владели искусством, каждый считал себя самым мудрым также и относительно прочего, самого важного, и эта ошибка заслоняла собою ту мудрость, какая у них была", - говорил он о собеседниках (Платон. "Апология Сократа"). По его мнению, мудрым является только бог, а "человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит". Это были не просто слова – так Сократ объяснял на суде свой метод ведения дискуссий.

При этом, для Сократа, как и для айкидо характерен категорический отказ считать свое искусство полемикой, сражением, направленным на поражение противника, чем оно является по форме.
"Истинный воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Говоря "нанести поражение", мы имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума", - говорил Уэсиба. "Я только ищу вместе с вами, и если кто, споря со мною, найдет верный довод, я первый с ним соглашусь", - Сократ (Платон. "Горгий", 506А).

Определение, которое Уэсиба дал айкидо – "искусство мира", вполне мог бы применить к своей философии Сократ. Оба оставили миру необычайно талантливых учеников, но не оставили ответа на главный вопрос: "как у них все это получалось?". Школа единственного мастера.

На всякий случай дам ссылку на одно из лучших видео с Уэсибой. Он там в возрасте 80 и 50 лет, если не ошибаюсь. Годы жизни на заставке, насколько понимаю, относятся к его сыну – Киссомару.
Tags: Рассуждения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments