mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

О чем молчал Тютчев

Фразу "мысль изреченная есть ложь" удобно цитировать, но неудобно трактовать (что, впрочем, относится к любым цитатам). Обычно ее понимают как указание на сложность передачи мысли, заведомо более тонкой, чем формальная система языка. Но редко кто замечает обратное явление – зависимость мысли от изреченного, которая так же жестка, как зависимость видимого от прибора, с помощью которого изучаешь действительность.

Недавно vadda упомянул известную многим из нас проблему – как записывать внезапно пришедшую в голову мысль, которая будто ждет, когда ты отойдешь от компьютера. Я пробовал носить с собой блокнот, мечтал о диктофоне, но потом понял, что это не поможет.

Пришедшая в голову мысль обычно архитектурна. Ее идеальность держит всю конструкцию как надо, но никаких балок и скреп там нет. Технические средства – слова вставляются потом. Видится целое – будто оно уже построено, но в голове, если бы вдруг кто-то сумел это запечатлеть, лишь что-то вроде: тут арка, ну там – понятно, а вот здесь и только здесь – такое, чего раньше и не видывали... Пока эта картина стоит перед глазами, все держащиеся на невербализированных контекстах лакуны можно быстро заполнить, но когда она исчезает, ты остаешься перед фундаментом, который сам по себе ничего не значит. Конечно, такое происходит только с красивыми конструкциями, построить деревенский сортир можно и без этого.

Когда пытаешься выразить состояние "я вижу!", то утыкаешься в слово, которое не более точно, чем футбольный радиорепортаж, чем интерпретация картины как "Рембрандт берет синюю краску и ме-е-дленно проводит кистью справа налево".
Но это не просто неточность, слово, к сожалению, не плоско и ущербно, оно полно значений, которые тотчас уводят тебя прочь, переводят мысль на другой путь. Слово всегда неточно по отношению к неизреченному, но оно слишком точно само по себе. Записав часть мысли, ты уже обязан продолжать ее так, как диктует она, а не как хотел ты. Закрепленная здесь дощечка требует балку туда – и вот уже не охнув возводишь все ту же деревянную латрину вместо привидевшегося поначалу храма.

Герой повести Дэвида Лоджа неудачно прервался в сочинении доклада для литературоведческой конференции на фразе: "Вопрос, однако, состоит в том, каким образом литературная критика..." и после несколько месяцев не мог продолжить. Слово обладает собственными коннотациями, оно не фиксирует твоего настроя, а в лучшем случае свидетельствует о нем, напоминает, как старые фотографии, сделанные с определенными мыслями и чувствами для памяти о конкретных вещах и потом оказавшиеся бесполезными.

Но текст, влияя на автора, меняет в итоге не только себя. Закончив строительство ты становишься уже другим человеком – зависящим от того, что построил.

Материал, инструмент... Не успеешь опомниться, как сам становишься материалом и инструментом собственных текстов. Кто знает – сколько серьезных произведений сгубило слово?
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →