mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Конкуренция против качества

mit_ra пишет о внутренних правилах сетевых магазинов, согласно которым покупателю предлагается прежде всего тот товар, у которого заканчивается срок годности.
Принцип понятен и логичен. Одновременное некоординированное снижение издержек за счет покупателя. Интересно, что этот принцип применяется почти во всех сферах. Многие еще помнят "дедовы часы", ноские вещи, старые автомобили, которые исправно бегали по 30 лет. Помнят, что актеры Голливуда умели играть, а не только скандально разводиться.

Я скажу антиэкономическую вещь. Похоже, что при очень высокой конкуренции качество товаров не улучшается, а ухудшается. То есть никто из производителей, конечно, не отказывает себе в удовольствии прижать конкурента за счет технических новинок и разнообразия ассортимента, но тенденция к снижению качества слишком мощна, чтобы ее не заметить.

Видимо, по мере насыщения рынка, производители в снижении издержек быстро доходят до предела, за которым начинается работа себе в убыток. Но рынок тем временем продолжает насыщаться, конкуренция растет и соревнование переходит в новую фазу, когда экономят уже нечестными методами.

Эту модель я наблюдал и лично в 90-е годы, когда занимался городскими грузоперевозками. Соревноваться в качестве работы московские грузчики прекратили очень быстро. В 95-96 годы их ремесло стало настолько выгодным, что количество бригад выросло в несколько раз (я это проверял по количеству объявлений в бесплатных газетах). Тогда, впервые пришлось бороться за клиента, снижая цены. Очень скоро практически все выжившие бригады перешли к другим методам: начиная примерно с 97 года они объявляли заказчику баснословно низкую цену и накручивали ее потом за счет поэтажки и прочих хитростей. Итоговая сумма незаметно вырастала как в истории с индийским мудрецом, попросившим выложить ему зернышки риса в геометрической прогрессии по шахматной доске.

Производить в таких условиях что-то качественное - товары или услуги - может себе позволить только полный идиот, с которым рынок быстро разберется. Хорошее кино, настоящий врач, качественные продукты - что тут говорить.

А вот механизмов, которые могли бы "отыграть назад" этот процесс, в рынке, похоже, нет. Теоретически возможны потребительские союзы, способные наладить тотальный контроль за качеством, но это, в свою очередь, грозит рынку если не полным коллапсом, то грандиозным потрясением, от которого мало кто выиграет.
Tags: Рассуждения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →