mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Что должна сделать бабушка, чтобы стать дедушкой

Ко всем разговорам о китайском феномене хочется сказать, что все гораздо проще (не люблю я так говорить, но приходится). Дело в принципиально иной организации трудового ресурса. Вопрос "что надо сделать, чтобы стать такими же инвестиционно привлекательными, как Китай" не имеет смысла, потому что для этого нам надо стать китайцами. Надо отказаться от нашего представления о собственной личности, как о чем-то самоценном. Вернуться в период даже не БАМа, а индустриализации.

Типичное объяснение экономическими причинами готовности таджикских гастарбайтеров работать по демпинговым ценам ничего не дает для понимания феномена. Мой знакомый делал телесюжеты по московским стройкам. Он видел там среди таджиков русских из глухой провинции, про которых сказал, что более забитых людей не встречал. В этом вся соль. Когда в человеке, не причастном к восточной культуре, личность забивается до такой степени как там, это становится очень заметно. Становится видно, кем надо стать, чтобы начать работать споро и безотказно за нищенскую зарплату.

Хорошо известны сложности, возникающие при взаимодействии японских мастеров единоборств с западными учениками. Оказывается, что даже самый недалекий из этих учеников не способен тупо повторять действия, смысла которых не понимает. А самый умный из японцев не способен понять, зачем ученикам это нужно. Очень смешно наблюдать ситуации, когда обе стороны заранее договариваются снисходительно относиться к этим особенностям, и у них все равно не получается. Это может показаться несложным, но попробуйте хотя бы несколько дней выполнять поручения руководителя, ничего не уточняя и не переспрашивая. С тем же успехом можно попытаться на тот же срок отказаться от какого-нибудь своего характерного жеста или "сорного" словечка.

Вообще, особенности явления становятся особенно заметны при пересадке его в чужую почву. Наблюдение за такими вещами - очень удобный исследовательтский прием. Заставь русака поработать и пожить по-американски, по-китайски и так далее (только с полным "погружением") и через пяток лет с удивлением скажешь – да наш ли это Вася? да русский ли он вообще? Когда-то показывали русского, который после афганского плена несколько лет был телохранителем Ахмад-шаха Масуда. Трудно передать впечатление. Человек вернулся в свою деревню. Русское лицо, речь. Но весь в целом – вылитый Саид из "Белого солнца пустыни". Не русский уже, никаким боком.

Когда люди становятся личностями (не скажу – хорошо это или плохо), они уже не могут быть "винтиками". Администрирование, которое прекрасно справлялось с управлением в довоенном СССР и, насколько понимаю, в нынешнем Китае, в такой ситуации уже ни с чем не справляется. Возможно, в Китае это со временем и произойдет – говорят, там уже ощущается нехватка руководящих кадров. И тогда Китай перестанет быть страной дешевой рабочей силы, перестанет производить и экспортировать ученых и т.д.

Формула "есть такое слово – надо" уже в позднем СССР воспринималась с юмором. Американец бы и вовсе не понял, о чем идет речь. А есть страны, которые относятся к ней серьезно.

Поэтому не стоит удивляться, что в Гжели (жена с дочерью там недавно были с экскурсией) на народных промыслах работают китайцы. Так что пока – где Китай, а где мы. Или наоборот – где мы, а где Китай. Кому нравится быть личностью, кому – частью системы. Но прыгать вольным зайцем из одного мировоззрения в другое не получится.

Я это пишу, прекрасно понимая, что во френдленте есть люди, знающие, в отличие от меня, проблемы Китая, Кореи и прочего Востока изнутри.
Tags: Замечания
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments