mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Горбатый режет не больно

В США в очередной раз обсуждают проблему "гуманной казни". А закономерен ли вообще такой вопрос (если не брать, конечно, случаи мучительной смерти – распятие, отрубание головы не с первого удара и т.д.)?
Мне кажется, он возникает из инстинктивного гуманизма, того инстинкта, который заставляет воспринимать чужую боль как свою. Вещь эта необходимая, хотя онтологически совершенно бессмысленная. Ярче всего это заметно в расхожей истории про добрую женщину, которая топила щенков только в теплой воде, или в бурных дискуссиях о гуманных методах транспортировки скота на бойню.

В процессе эволюции человек сформировал как способность преодолевать средствами разума этот инстинкт (та же смертная казнь), так и решать проблему на онтологическом уровне (религиозное отрицание убийства).

Этот инстинкт, хотя и заставляет чувствовать чужую боль, как свою, не позволяет задействовать разум (например, очевидно, что в теплой воде щенки мучаются дольше). Поэтому противоречие между таким "сочувствием" и отсутствием призывов к отказу от насилия остается незамеченным для "сочувствующих".

Эта черта современной культуры очень необычна. Неумение заметить очевидное несоответствие (сравните с знаменитой фразой Горбатого "Мы тебя не больно зарежем", где это несоответствие сознательно обыгрывается) является одним из признаков инфантилизации общества. Это сродни эгоистическому по своей природе феномену "обезьяньей любви".

Эту проблему, конечно, следует рассматривать отдельно и подробно, но тенденция к исчезновению одного из главных человеческих умений – умения соблюдать баланс между чувствами и разумом – налицо.
Tags: Рассуждения, Этика и т.п.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments