mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Разговоры со священниками

Две недели сочинял вместо пребывавшего в отпуске коллеги вопросы для почти ежедневных интервью со священниками. Общая тема - религия и общество. Понятно, что круг пригодных вопросов узок, а ответы довольно стандартны. То есть легко представить, что священник скажет о современных нравах, о телевидении, национализме и т.п. Это понятно: он их будет оценивать с точки зрения соответствия христианству. Реакция читателя такого текста, как мне кажется, тоже предсказуема. Верующие увидят, насколько общество не соответствует требованиям Церкви, а атеисты - насколько Церковь не соответствует требованиям общества. Плюнут друг в друга и разойдутся.

Поэтому я попробовал развернуть вектор ответов в другую сторону: от Церкви к обществу. То есть: что Церковь может сделать для общества, особенно для его светской части, которая в общем-то ничего для себя делать не просит. Простыми словами: если вы претендуете на духовное лидерство, то можете ли что-нибудь предложить тем людям, которые к вам относятся в лучшем случае равнодушно?

Формулировал вопросы я не лучшим образом, а корректировать беседу не мог, поскольку интервью брал другой человек. В итоге мой замысел всякий раз почти полностью растворялся по дороге. Но вот предпоследняя попытка, я считаю, удалась. Преамбула была такая: "Порядка 80% граждан России считают себя православными. Однако регулярной церковной жизнью живет только незначительная часть, остальные могут быть названы христианами лишь номинально. В чем причина такого разного понимания церковности с точки зрения священства и большинства людей, считающих себя православными?
И вот ответы:

Многие священники не столько привлекают людей в Церковь, сколько ограждают свои общины, считает протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине.
"В большинстве случаев мы сталкиваемся с равнодушием к духовным вопросам. К тому же многие священники не столько привлекают людей в Церковь, сколько ограждают свои общины, считая, что они должны состоять только из тех, кто строго соблюдает церковный устав и придерживается достаточно консервативных обычаев", - сказал отец Александр.
"Строгость и закрытость вместо доброжелательности и радости при встрече отпугивают от Церкви современного человека. В этом, как мне кажется, заключаются главные причины искаженных представлений о Церкви и церковности", - пояснил свою мысль священник.
В этом он усматривает и причины огромной диспропорции в соотношении "реальных" и "номинальных" христиан. "Критерий, определяющий отношение человека к Церкви, я вижу в его устремленности ко Христу, к Евангелию, в активной христианской жизненной позиции, а не только в посещении храма ради душевного спокойствия", - подчеркнул отец Александр.


Возвращение воспитанных в атеизме людей к православию не может произойти в одночасье, считает протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах.
"Действительно, люди часто называют себя православными, желая подчеркнуть свою принадлежность к тому, что можно назвать культурообразующей религией. Большинство людей, которые прошли суровую школу воинствующего атеизма сами или в лице своих отцов и дедов, возвращаются к православию. И для многих Церковь является, прежде всего, явлением культурной традиции", - сказал отец Александр.
"Но для более глубокого понимания Церкви нужно научиться молиться Богу, нужно возродить традицию посещения храма", - заключил свящанник.


Церковь должна помочь людям, которые, называя себя православными христианами, живут и поступают совсем не по-христиански, считает Александр Михайлович Копировский, магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института.
"Я уверен, что среди так называемых номинальных христиан достаточно много реальных, хранящих веру в душе, но, может быть, не умеющих ее до конца реализовать. Но большинство, конечно, связывают себя не столько с верой, сколько с православной культурой. К сожалению, многие члены Церкви – и священники, и миряне, не столько свидетельствуют о Христе и Церкви, сколько загружают православной идеологией людей, приходящих в храм", - сказал Александр Михайлович.
"Надо признать и осознать, что громадное количество людей, называющих себя православными христианами, живут и поступают совсем не по-христиански. Нужно помочь этим людям понять, что принадлежность к Церкви это не формальная принадлежность к какой-то организации, что сначала – содержание и только потом – форма", - уверен богослов.


Людей, называющих себя православными, но не посещающих церковь, можно назвать "сочувствующими", считает протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери Живоносный источник.
"Действительно, только малая часть из числа тех, кто считает себя православными, приходят в Церковь. Почему? Мне кажется, это связано с религиозной индифферентностью большинства нашего населения", - сказал отец Александр.
Но есть и внутрицерковные причины, уверен священник. "Человека, приходящего в Церковь, отталкивает часто совсем не братское и не евангельское к нему отношение. Часто - только набор запретов и указаний, и ни слова о Христе. Есть пастыри, которые вольно или невольно "привязывают" человека к себе, а не к Христу", - пояснил отец Александр.
"Какое в результате сложится мнение о Церкви и церковности?", - воскликнул священник.
("Церковь и "номинальные" христиане – мнения священнослужителей").
На мой взгляд, они очень здорово сказали.

Если интересно, остальные интервью:
"Можно ли жалеть преступников – мнения священнослужителей"
"Становится ли российское общество менее терпимым – мнения священнослужителей"
"Духовный смысл событий августа 1991 – мнения священнослужителей "
"Совместимо ли уважение чувств верующих со свободой слова – мнения священнослужителей "
"Наука должна быть нравственно ответственной перед обществом" (в этом случае я пытался пробиться к своей любимой теме "научно-технических контрреволюций", но не получилось).
Tags: Рассуждения, Этика и т.п.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments