mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Старые стены

Позднесоветские фильмы – документы эпохи. Именно они, уже малохудожественные, превращались в документ. "Старые стены" – официозная картина, производственная драма. Героиня настолько хороша – временами даже забываешь, что это Гурченко.

Глядя из нынешних дней, удивляешься, как тогда можно было не разглядеть единственно возможное будущее. Ни один из молодых персонажей не способен работать. Главный враг – чувство долга. На производстве, в семье. "Что толку с того, что ты всю жизнь была ответственной? – втолковывает молодая работница состарившейся на фабрике бабке. "Как можно жить без любви?" – объясняет кинематографическая дочь Гурченки свой уход от очередного молодого человека.

Режиссер изо всех сил пытается склеить, примирить все это, наиболее продвинутые из героев стараются понять и принять новое, но у них ничего не получается. На одном полюсе старухи из общежития, которым фабрика до сих пор не смогла выделить квартир, на другом – молодые, для которых долг перед кем-то равносилен рабству. Гурченко не может уволить нерасторопного начальника цеха – на его место, под постоянные авралы и нагоняи никто не пойдет.

Середины просто нет. Как нет ее и сейчас, 24 года спустя. Но почему тогда, в 1983, строй казался таким вечным, если даже в пропагандистских фильмах не могли показать никого, кто сменит 50-60-летних? Поколение, подыхающие во имя привычного долга и поколение, забившее на долг. Ведь это было полное разложение. Если бы только социализма...

Такие фильмы напоминают не просто документальные кадры, а кадры последних предвоенных дней, когда им, тем, что на ленте, еще не ясно, а ты уже знаешь точно – не вернутся, а вернувшиеся никогда не станут прежними. Гурченко, испуганно отказывается от брючного костюма, Джигарханян спрашивает, не стыдится ли она, директор фабрики, своих отношений с простым шофером...

И ощущение трагедии, которая произошла уже тогда, а не в перестройку. С людьми, а не со страной. Обречен был не СССР, а его жители.

Гурченко говорит про свою фабрику: ее уже не переделаешь, не приспособишь к новому, но она стоит 150 лет, и стены ее крепки. Очевидно, этот символ очень понравился создателям картины. Но их надежды не оправдались - за старыми стенами никому не удалось спрятаться. И сейчас, как и тогда - ничего впереди.

Только жаль уже не тех, кому 60 - их отжалели, а тех, кому по 20. Кто прет, как рыба на нерест в мегаполисы, работает по 10 часов, откладывая половину за аренду квартиры, и не имеет уже времени и желания задуматься о существовании какой-то иной жизни. Иногда им даже кажется, что они знают рецепт счастья, как казалось молодым тогда, в 1983.
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments