mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Вор-релятивист

- Алик, который час?
- В Петропавловске-Камчатском полночь... За что, мама? - вскричал маленький Эйнштейн.
Похожую историю рассказывают про Витгенштейна и повидло.

"Отец Савва никогда не здоровался с буддистами - боялся оскорбить их религиозные чувства, поскольку достоверно знал, что буддисты веруют, будто ничего нет, в том числе и их самих". (Иоанн Охлобыстин)

Никогда не спорьте с релятивистами. Нет, я признаю и уважаю релятивизм теоретический, который допускает существование разных точек отсчета, исследует возникающие модели. Но ведь их сначала надо построить. Вряд ли можно представить, чтобы Эйнштейн на вопрос "который час?" стал распространяться насчет относительности.

Поэтому не бойтесь релятивиста-теоретика, бойтесь релятивиста-практика.
Если ваш оппонент заговорит насчет "сколько людей - столько мнений" и "все точки зрения равны", знайте, что в 99% случаев он не распространяет это утверждение на вашу точку зрения. Он просто не может аргументировать свою, поэтому и провозглашает ее равноценной любым остальным. Заодно пройдите в начало дискуссии и проверьте, не забыл ли он предварить свое первое утверждение, которое потом отстаивал, тезисом об относительности любых мнений. Те же 99%, что забыл.

Практический релятивизм - глобальное явление. "Я так вижу", - говорит любой никчемный художник. Впрочем, может быть и старые мастера так говорили, не знаю. Они мне знакомы больше по их картинам. Мы без труда отличим Мане от Моне, но не различим миллионы бездарей, от которых только и осталось, что эта фраза: "я так вижу".

Верить во что-то сильно становится неприличным. Настаивать на истинности своей точки зрения равносильно самовычеркиванию из круга "культурных людей". Я знаю, что моя точка зрения может быть опровергнута, но приложу все силы для ее защиты. Только так, с затратой усилий, что-то строится. А когда разговор начинается с "мне все равно" или скатывается к нему при первом столкновении с чужим мнением, то его и начинать не стоило. platonicus по этому поводу напомнил мне об интервью Зализняка.

Начиная диалог с мировой культурой, современный человек не тратит усилий для того, чтобы подняться до ее уровня, а, напротив, старается принизить ее до своего. В этом основа всякого релятивизма - культурного, нравственного, исторического. Основа для пересмотра всего мирового наследия. Дюшан с его унитазом оказывается равен Рембрандту; гей, добивающийся венчания в храме - религиозному подвижнику; герой войны с нацизмом - нацистскому палачу. Так и живем.
Tags: Рассуждения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 145 comments