mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Георгиевская ленточка. Длинее наших амбиций

И сила и слабость георгиевских ленточек – в их неясной семантике. Есть разные мнения насчет того, что именно они сиволизируют. Но сначала важно понять, символ чего мы сами хотели бы передать следующим поколениям.

Передачи достин, если речь идет о войне, только символ величайшего за всю историю самопожертвования народа (не пассивной жертвенности, а именно самопожертвования), символ проявленного героизма во имя жизни на Земле.
Все дополнительные смыслы должны быть отсечены, особенно смысл военного превосходства. Речь может идти только о величии духа народа, победившего врага, которого победить было невозможно, и не дождавшегося ни награды, ни элементарного уважения от собственных правителей. В этом смысле молодой эстонец или латыш, которые вдруг назовет 9 мая своим праздником, должны нам быть несравненно милее кремлевского чиновника, провозглашающего то же с какими-то своими целями.

Возвращаясь к георгиевским ленточкам: хорошую классификацию причин нелюбви к ним дал a_bugaev. (антисоветская - "все советское плохо"; антигосударственная - "все идущее от власти плохо"; антисоциальная - "все массовое плохо"). Добавлю от себя не учтенную группу: многие протестующие вовсе не считают все советское, государственное и массовое плохим по определению, но видят в ленточках кремлевский проект, замаскированный под "народный". В этой группе есть и патриотическое крыло, которое чувствует взаимосвязь между политкорректным выбором расцветки и названия ленточек и недавней странной идеей думского большинства изменить Знамя Победы.

Но все это неважно. И противники, и, кажется, сторонники ленточек не учитывают одного: на наших глазах появилась новая традиция, новый символ, который явно переживет нынешних кремлевских обитателей. В свете этого, не имеют никакого значения нынешние акции "Наших" по привязыванию ленточки к эстонской проблеме, не имеет никакого значения, какой смысл вкладывала в ленточки elisssa. Изобретение получилось гениальным. Такие символы рождаются раз в сто лет. Сколько их у нас еще: новогодняя елка (бывшая рождественская), пасхальный кулич? Да и нельзя елку и кулич считать национальными символами. Простота изготовления и многовариантность применения ленточки стали гарантией ее существования. Именно тот факт, что ее цепляют и "нашисты", и ветераны, вплетают в косы аполитичного вида девицы, показывает – рождение традиции состоялось. Это будет, скорее всего, чем-то вроде болгарской мартеницы. А уж каким смыслом мы ее наполним, зависит от нас.

Георгиевская ленточка принадлежит нетрезвым националистам и визжащим девицам не в большей степени, чем православный крест – бандитам. Бороться надо с бандитами, а не с православием. Конечно, христианскую символику придумали до нас, но с ленточкой – все в наших руках.

Могут спросить: зачем передавать "пустой" символ? Но стремление к передаче традиции – тоже часть традиции. Даже "бездумный" выбор того или иного символа содержит в себе смысл. Сомневающимся предлагаю представить, что новорусские бандиты вместо золотых крестов поголовно станут украшать себя свастиками.

Пока появляется желание прицепить ленточку, о войне помнят. По-разному, но помнят. Это очень важно, ведь скоро на смену поколениям, не видевшим войну, придет поколение, не слышавшее рассказов о войне. Георгиевская ленточка именно для них, потому что у многих из нас нет необходимости выражать какой-либо внешней деталью свою память о народном подвиге.

И завершу своей любимой цитатой о передаче традиции.
Притча раввина Эли Визеля

Когда великий рабби Баал-Шем-Тов видел, что евреям угрожает опасность, он уходил в лес, в определенное, известное ему место, дабы сосредоточиться. Там он разводил костер, произносил особую молитву, и происходило чудо – несчастье оказывалось предотвращено.

Позже, когда его ученику, прославленному Магиду из Мажерича, случалось в сходной ситуации обращаться с мольбой к небесам, он шел в лес и говорил: "Владыка Вселенной, послушай! Я не умею разжечь огонь, но я еще помню молитву", - и вновь совершалось чудо.

Еще позже раввин Моше-Лейб из Сасова, дабы спасти людей, тоже шел в лес и говорил: "Я не умею разжечь огонь и уже не знаю слов молитвы, но я помню место, и этого должно быть достаточно". Этого было достаточно, и чудо совершалось.

Затем отвести несчастье от евреев выпало на долю раввину Исраэля из Ружина. Сидя в кресле и подперев голову руками, он обратился к Богу так: "Я не умею разжечь огонь и не помню слов молитвы, я не могу отыскать нужное место в лесу. Единственное, что я могу, – рассказать, как все происходило, но и этого должно быть достаточно". И этого было достаточно.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →