mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Детские стихи

Никогда не знаешь, что придется объяснять ребенку. Вот зашла речь о ЮВ. Сказал, что это плохая литература и был спрошен, что это значит. Только взялся объяснять, как теща говорит, мол по Родной речи такие стихи детям задают, что читаешь – как сквозь бурелом пробираешься. То ли дело Есенин. Поинтересовался. Там вроде бы стишки были, сезонные в основном – Бунин про лес, Тютчев про паутинку в борозде, Есенин тот же со своей березкой. Вопросики: с каким настроением написано стихотворение? Что хотел сказать автор? Удалось ли ему передать и т.п.?

Обычно объясняю как могу: вот Бунин – восхищается, но сухо, без надрыва, боится, как бы его не перепутали с его же картиной, краски не смешивает, а то непорядок, Есенин – то же самое, но наоборот – пока эпитеты не кончатся, не остановишь, а Тютчев другой совсем – словцо уронил, а оно в строчку так упало, что видишь – как ни верти, а осень. Но это я отступаю от темы.

Одним словом, тот, которого читаешь, как сквозь бурелом, оказался Пастернаком ("Осень. Сказочный чертог..."). Спасибо, что не та "Осень", где "Ты так же сбрасываешь платье, как роща сбрасывает листья", в четвертом-то классе. Дойдя до вопроса "с каким настроением...", я живо представил дочерину учительницу, спрашивающую о том же alik_manov'а и r_l, развеселился и раскрыл часть про Родину, где тут же уткнулся в "Лошадей в океане" Слуцкого, которое никогда не мог читать спокойно, поскольку познакомился с ним в свое время по пародии Левитанского "Зайцы не умеют плавать. И не близко и не далеко...". То есть с ответом на первый вопрос: "что случилось с кораблем?" я думаю, дети справятся так же легко, как в свое время президент страны, но вот как объяснить девятилетней девочке связь этих лошадей с Родиной?

Впрочем, я мог бы сказать, что это была такая мода у продвинутых советских литераторов – показывать, что они настолько любят советский строй, что нарочито плюют на канон. Дескать, так сильно любим, что на условности сил не хватает. Так у Евтушенко в стихотворении про партбилет упоминается "седой священник", у Вознесенского Ленин играет в городки, у Мариэтты Шагинян – и вовсе занимается чем-то с Крупской в ходе медового месяца. То есть коммунизм как догма постепенно заменялся "коммунизмом в душе", типа "у каждого свой Ленин". Характерно, что после этого этапа Ленин и коммунизм вовсе исчезли. Примерно так же эволюционирует и концепция Бога, который теперь все больше "у каждого в душе".

P.S. А учебники совсем поганые стали. О чем они там думают?
Tags: Рассуждения
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments