mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Куда бегут Лукашин, Новосельцев и Деточкин?

Предложенное Михаилом Вершковым прочтение "Иронии судьбы", очень остроумно, хотя и не более того. Мать Жени Лукашина, задетая фразой Гали "У тебя мировая мама, она приготовит салат и уйдет встречать Новый год к знакомым", она решает отомстить и спроваживает сына с друзьями в баню, с тем чтобы Галя обнаружила вечером в квартире полумертвое тело (так и вышло, но тело обнаружила Надя). Эта версия (ознакомиться с ней полностью можно здесь - http://alt-final.livejournal.com/22049.html) имеет право на существование только как шутка, так как она основана на серьезных ошибках при пересказе сюжета и к тому же никак не подтверждается какими-либо режиссерскими намеками.

Однако, если уж говорить именно о рязановской концепции, то вся поездка Лукашина в Ленинград стала его нечаянным бегством из-под материнской опеки. Лукашин – маменькин сынок, с мамой он советуется, жениться ли ему, сходить ли с друзьями с баню и, надо полагать, по всем остальным мало-мальски важным вопросам. Попав в самолет вместо Павлика, Лукашин оказывается вырван из этого "материнского мира". Оказавшись в непонятной для себя ситуации Лукашин зовет маму, но на ее месте обнаруживается Надя. В итоге Лукашин, который под мудрым и чутким руководством родной и любимой матери к тридцати шести годам так и не смог создать семью, вдруг справляется с этой задачей за те несколько часов, которые он провел вне поля зрения матери.

Моя версия – не шутка, потому что для Рязанова, на сознательном ли, на подсознательном ли уровне, идея побега от условностей, с разрывом удушающих социальных пут – сквозная. Лукашин, ухаживая за Надей, мало того что не может опереться на совет матери, он еще и нарушает все мыслимые представления о приличиях и вдруг добивается оглушительного успеха, не просто найдя невесту, но отбив его у преуспевающего жениха. Так же и Новосельцев в "Служебном романе" доходит до полного фейспалма, пытаясь "приударить" за Френдлих по методике очень грамотного советчика, а потом ломает схему, городит кучу немыслимых ошибок, и вот тут-то к нему приходит успех! Главная идея Рязанова – преимущество свободного человека перед рабом условностей. В зачаточном виде эту идею мы видим еще в "Карнавальной ночи", сюжет которой строится вокруг мягкой фронды чиновнику Огурцову, в более явном виде эта идея проступает в сюжетах "Берегись автомобиля", "Вокзала для двоих" (напомню, впрочем, что там "Не бойся жизнь переменить" звучит, когда герои бегут задыхаясь, чтобы успеть к утренней лагерной поверке – это атмосфера 1982 года) и "Забытой мелодии для флейты". В проникнутом предчувствием пробуждения общества "Гараже" вызов социальному спруту бросает уже коллектив, и это не случайно.

Жена добавляет: побег из социума может быть в двух формах – физической и мысленной, например, при помощи спиртного, как лектор "Есть ли жизнь на Марсе" из "Карнавальной ночи" или тот же Лукашин. Убираю бутылку в холодильник, поправляю очки. Расскажите, говорю, пожалуйста, о себе.
А потом мы пошли в театр, встретили в буфете Лию Меджидовну Ахеджакову, жена взяла автограф.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →