mike67 (mike67) wrote,
mike67
mike67

Зависть

В метро турникет проморгал быструю девицу с рюкзачком и бессильно защелкал вслед, а мне отчего-то захотелось догнать и сказать ей что-нибудь эдакое, но я, конечно, не стал. А потом подумал – почему не догнал? С детства мне говорили, что это называется завистью, что нехорошо злиться на чужую удачу. Это все так, и есть притча о работниках в винограднике, и можно даже понять, почему воровство общей собственности у нас считалось не воровством, а удачной добычей (тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость), понятно и почему общество не поощряло доносы о воровстве "народной собственности" (помогаешь сильному и злому государству ловить таких же несчастных как ты). Непонятно другое: почему стремление к справедливому распределению (я живу на зарплату – и ты живи так же) не просто не поощрялось, а решительно отвергалось высокой моралью. Почему нас приучили, что нет ничего гаже советских пенсионеров, которые всюду совали нос и следили, сволочи, чтоб ты соблюдал дурацкие правила в делах, где их, пенсионеров, интереса и вовсе нет!

Слово "колхоз" теперь стало нарицательным, синонимом безответственности. Оно противопоставляется владению чем-то отдельным, частным, но ведь противопоставляется потому, что народ оказался не готов к коллективному владению. Зачем же гнобить тех, кто выступает как раз в защиту коллективных правил? Сейчас много говорят о том, что в российском обществе нет навыков гражданственности, нет умения вырабатывать правила и соблюдать их. И при этом поощряется принцип "кто успел, тот и съел".

В этом принято видеть тяжелое наследство советских лет, когда граждане были лишены частной собственности, а соответственно – опыта ее правовой защиты (от конкурентов и государства). Но как это ни удивительно, такое же отношение к справедливости мы видим у апологетов рынка. Казалось бы, они-то, порицающие "совковую" психологию, должны поддержать человека, готового с оружием в руках (как на Диком Западе) защищать свой клочок собственности. Но попробуй заикнись о несправедливой приватизации. "Зависть" скажут. А про оружие лучше и вовсе не заикаться. Получается, ты везде в проигрыше: в метро нельзя завидовать, потому что все равно не у тебя украли, а когда крадут у тебя – оказывается, что нельзя завидовать ловкому и оборотистому. Вырисовывается дурная последовательность.

Человеческий мозг (как и мозг любого животного) так устроен, что все время выискивает последовательности. Одна из самых волнующих воображение последовательностей – это алгоритм распределения благ. Вот этим всегда достается, а нам... Но в наших головах не сидит по Левада-Центру, поэтому алгоритм в итоге подбирается самый простой (кстати, самый простой – не значит неправильный) – классовый или национальный. Но ведь и тут ты же и виноват! А ведь казалось бы – отчего бы не сделать по справедливости, отчего не дать собственность и свободу вместо объяснений, почему ты не достоин ни того ни другого?

А потом спрашивают, отчего у них народ такой злой, а бунт такой беспощадный. Говорят, он еще и бессмыслен, но это уже наше дело.
Tags: Замечания
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments